Банки латают дыры в торговых сетях
Ограничение ставок заставляет искать новые источники дохода
В условиях снижения ставок по POS-кредитам (на товары и услуги) из-за ограничений их полной стоимости со стороны ЦБ крупнейшие игроки на рынке ищут способы сохранения доходности бизнеса. Среди используемых стратегий — наращивание партнерской сети, увеличение количества акций, переговоры с сетями о снижении комиссий. Но эксперты сомневаются в успешности подобных начинаний.
Поиском вариантов для сохранения объемов и доходности POS-кредитования банки занялись на фоне ограничений полной стоимости кредита (ПСК, включает ставку, страховку и иные платежи), ставших обязательными для банков с середины 2015 года. Ежеквартально предельно допустимая ставка по POS-кредитам снижается. Так, во втором квартале по отношению к первому предельная ПСК по POS-кредитам снизится в среднем на 0,2-3,4 процентного пункта (п. п.). Чтобы не допустить роста рисков и при этом иметь возможность наращивать кредитный портфель, банки ищут пути компенсации потерь в доходах.
По данным Frank Research Group на 1 марта, в топ-5 игроков по объему портфеля POS-кредитов входят ХКФ-банк, ОТП-банк, Альфа-банк, "Ренессанс Кредит" и "Сетелем". Каждый из них решает проблемы снижения ПСК по-своему. Так, по словам зампреда правления ХКФ-банка Александра Антоненко, он ведет переговоры с торговыми сетями о снижении комиссий, которые платит за выдачу кредитов в них. С рядом партнеров договоренности о снижении комиссий уже достигнуты, сообщил топ-менеджер, не раскрыв названий. "Снижение комиссий удешевляет стоимость выдачи кредитов для банка, и мы можем сохранять доходность и поддерживать уровень выдач",— отмечает господин Антоненко. "Ренессанс Кредит" развивает сотрудничество с новыми партнерами (в частности, с сетями магазинов DNS и "Норд"), что позволяет наращивать объемы выдач кредитов в условиях снижения ставок, отмечает вице-президент банка Сергей Васильев. В Альфа-банке для сохранения объемов выдач во втором квартале намерены существенно нарастить долю акций и рассрочек (на 30-40% по сравнению со вторым кварталом 2015 года), поясняет директор по развитию массового сегмента Дмитрий Жиздюк. В ОТП-банке и Сетелем-банке отметили, что большая часть их POS-кредитов выдается по ставкам ниже предельного значения ПСК, поэтому ограничения не оказывают существенного влияния.
В банках за пределами топ-5 считают, что проблема снижения ПСК по POS-кредитам актуальна для самых крупных игроков. По словам директора департамента POS-кредитования Русфинанс-банка Александра Воронина, у крупнейших игроков на POS-рынке значительный объем портфеля приходится на кредиты на мобильные телефоны, бытовую технику и электронику, где из-за высоких рисков снижение ПСК даже на несколько процентных пунктов может оказывать значительное влияние на выдачи. Так, в ХКФ-банке на электронику, бытовую технику и мобильные телефоны приходится порядка 75% портфеля POS-кредитов, в Альфа-банке и "Ренессанс Кредите" — около 50%. В ОТП и Сетелем-банке данные не раскрыли. Но, по оценкам участников рынка, на кредитование мобильных телефонов, бытовой техники в этих банках приходится менее 50% портфелей. Банки за пределами топ-5, как правило, специализируются на менее доходном, но и менее рисковом кредитовании мебели, одежды и прочего.
Способы, с помощью которых банки в текущей ситуации пытаются предотвратить падение продаж, эксперты ставят под сомнение. "Рынок POS-кредитования уже в значительной степени освоен, поэтому существенно нарастить объемы кредитования за счет выхода в новые сети можно за счет предложения более выгодных по сравнению с конкурентами условий, что повлияет на снижение доходности",— отмечает глава Frank Research Group Юрий Грибанов. В свою очередь, рост продаж акционных продуктов может стать причиной дальнейшего снижения ПСК в следующем квартале, так как по акционным продуктам ставки ниже, чем по рыночным, предупреждает господин Воронин. Кроме того, торговые сети обычно неохотно меняют условия сотрудничества с банками, отмечают эксперты. В "Связном" пояснили, что "у компании годовые соглашения с партнерами, снижения комиссий не планируется". В "М.Видео" также говорят, что ежеквартальное снижение ставок никак не влияет на договоренности сети с банками и не служит поводом к пересмотру комиссии.