Ход Couture
Как стать клиентом ателье высокой моды Chanel
Кутюрное производство — тайна за семью печатями. Дома моды неохотно раскрывают карты. Работа эта долгая, кропотливая, затратная. Говорят, выходит себе дороже. Позволить себе такую роскошь могут только гранды. Французский дом Chanel — один из них.
Дважды в год, в январе и июле, дома моды — члены Французской федерации высокой моды (постоянные и временные) представляют свои коллекции в Париже на неделе haute couture. Вещи с этих показов не встретить в магазинах — они предназначены для особой касты клиенток haute couture. Попасть в эту международную компанию избранных может любая — по крайней мере в Chanel никаких требований и ограничений не выставляют. Если вы готовы потратить на платье несколько десятков тысяч евро (средняя цена костюма без вышивки — €40 000), вам будут рады. Правда, имена клиенток выпытывать бесполезно — представители дома моды своих не выдают. Когда этот вопрос задают директору департамента моды Chanel Бруно Павловски, он ограничивается коллективным портретом: «Это не только элита из Америки и восточных стран, но и европейские женщины, русские, индуски и китаянки». В мире haute couture за покупательниц идет постоянная борьба. Серыми кардиналами выступают так называемые модные брокеры — посредники между состоятельными дамами и состоявшимися домами. Их главное оружие — близость к клиентскому телу: они вхожи в высшие круги, к их мнению прислушиваются, им доверяют.
Приглашение на показ кутюрной коллекции — часть персонального сервиса Chanel, хотя постоянные покупательницы с опытом и стажем пользуются этой услугой редко и на дефиле не появляются. Светскую хронику делают дружественные дому актрисы, певицы и модели. Тем же, кто оплачивает весь этот спектакль, haute couture доставляется на дом. «Они живут на другой планете»,— говорит о таких клиентках Карл Лагерфельд. Ему ли не знать! Это ради них портные Chanel готовы лететь хоть на Марс. Спустя несколько недель после парижских показов коллекция, а вместе с ней и команда haute couture Сhanel, отправляется в путешествие. Нью-Йорк, Лондон, Дубай, Гонконг, Москва… «Презентации и примерки могут быть организованы в любой точке мира, где будет удобнее клиенту»,— уточняют в Chanel.
Для тех, кто по старинке приезжает в Париж — а таких, по неофициальным данным, около 10%,— процедура стандартная. На следующий день после дефиле поклонниц Chanel частным порядком принимают в Salon haute couture — пышной гостиной на первом этаже исторического бутика Chanel на rue Cambon, 31. Традицию проводить встречи и примерки именно здесь заложила еще Габриэль Шанель. Она жила этажом выше и всегда спускалась, чтобы лично пообщаться с каждой гостьей. К слову, Карлу Лагерфельду до салона тоже рукой подать — его рабочая студия расположена на третьем этаже. Спускается ли он? Не исключено.
Первое рандеву — как допрос с пристрастием: консультанты и стилисты Chanel готовы к любым пыткам. Будут слушать клиентку часами, советовать, искать варианты и комбинации, выполнять любую прихоть и ублажать — профессионально, без заискиваний. Максимально адаптировать выбранную с показа модель под вкус клиентки? Можно. Что-то изменить, подогнать по фигуре? Пожалуйста. Главное — не покушаться на святое: дизайн Лагерфельда должен оставаться неизменным. А он с каждой коллекцией все смелее и моложе, как и клиентки haute couture Chanel. «Сегодня кутюр покупают женщины молодые и современные. Времена буржуазии остались в прошлом. Кутюр должен жить в ногу со временем. Если он останется спящей красавицей в своей башне, о нем забудут»,— заявил арт-директор по итогам показа осень-зима 2015/16 в парижском Grand Palais. Сенсацией той коллекции стали костюмы Chanel — с виду классический твидовый пиджак да юбка. Сколько их было за прошлый век?! Хитрость в том, что это вовсе не твид, а высокотехнологичные ткани, отпечатанные на 3D-принтере, и не в мастерских Chanel, а в Бельгии. Говорят, Chanel XXI века пришелся по вкусу — ателье работали без выходных.
Презентации и примерки могут быть организованы в любой точке мира, где будет удобнее клиенту
Как только выбор сделан, портной из касты кутюрных мастеров (в Chanel их называют première) снимает мерки. С этого момента процесс запущен. С haute couture действует правило «первой ночи»: после оформления заказа выбранный образ остается исключительно за вами. А случись за вами в очереди соотечественница, которой приглянулось то же платье, или иностранная дама, с которой, не дай бог, вы можете оказаться на одном светском приеме, ей будет вежливо предложено вместе подумать над другим нарядом из коллекции. Double dressing в кутюрном деле исключен.
Первая примерка — спустя приблизительно три недели. До этого в вашей роли выступает привыкший к уколам иголок и ножниц манекен. Каждой клиентке подбирают своего кукольного двойника — вся черновая работа делается на нем. Но для уточнения деталей без личной встречи не обойтись. Шитье вечернего платья, костюма или коктейльного наряда требует как минимум двух примерок. С дотошностью хирурга портной выверяет каждый миллиметр: как легла ткань, не ушла ли в сторону вытачка, на месте ли рельеф и линия талии, не позволил ли себе лишнего разрез и по-прежнему ли видна в декольте та самая родинка. Все должно быть безупречно.
Четыре ателье haute couture Chanel находятся в том же здании на rue Cambon, занимают верхние этажи — далеко ходить не надо. А вот все отделочные работы — кружева, пуговицы, аппликации, плиссировка, вышивка золотыми нитями и жемчугом, украшение перьями и цветами — делаются в специализированных мастерских Chanel Métiers d`Art в Пантене. Здесь, на северо-востоке Парижа, нет ни богатых османовских фасадов, ни подиумов, ни ряженых блогеров. Серая промзона в кольце спальных районов с социальным жильем. Но это уникальное место, живой музей прославленного французского savoir faire, и в ангаре на неизвестной модному свету улице Белой лошади — rue du Cheval Blanc — концентрация роскоши выше, чем на rue Cambon, rue Saint-Honoré и avenue Montaigne вместе взятых. Здесь находятся старейшие французские ателье, хранители традиций ручного труда и уникальных техник: Lemarié занимается оформлением перьями и цветами, Lesage нет равных в художественной вышивке. Весь мир haute couture во главе с Chanel молится на мастериц, которые работают тут десятилетиями: именно их руки превращают платье в произведение высокого портновского искусства, на создание которого может потребоваться до шестисот (!) часов работы.
Время здесь остановилось. Вышивают в четыре руки, по старинке — крючком и иглой, часто даже не видя рисунка, на ощупь, ведь вышивка делается с изнанки. «Если вышивка сделана машиной, из ткани уходит душа»,— говорил когда-то Франсуа Лесаж, и с ним до сих пор согласны все. Клеят по перышку. Знаменитые камелии Chanel собирают листок к листку (они, оказывается, имеют форму сердца), а чтобы листок изогнулся, его «прижигают» отверткой — она похожа на барабанную палочку с круглой головкой, нагревает ее специальная паяльная лампа. Другой зал полон рукотворных машин: тут накололи, там присыпали какой-то пудрой, потерли и voila — рисунок, подписанный самим Карлом Лагерфельдом, оказался на ткани. Впрочем, сам мэтр одержим ремеслом не меньше, чем новыми технологиями. Именно с его подачи начиная с 1985 года дом Chanel принялся покупать маленькие мастерские шляпников и башмачников, вязальщиц и вышивальщиц — те немногие, что уцелели. XX век сыграл с ними злую шутку: когда французская мода гремела на весь мир, руки этих ремесленников были на вес золота, но случилась война — одна, вторая, после появилась было надежда, но тут грянул Китай с дешевой и быстрой рабочей силой, мода пустилась во все тяжкие и вчерашние герои оказались не у дел, с протянутой рукой.
Из мастерских в Пантене вещи haute couture отправляются обратно на rue Cambon. После того как отделка готова, назначается еще одна примерка. В целом же на изготовление выбранного вами туалета с момента заказа до его доставки нужно закладывать не меньше шести недель. На всю одежду haute couture Chanel дает пожизненную гарантию, но, кажется, ею еще никто ни разу не воспользовался: такие вещи живут вечно.