Пакистанские христиане ответили за Сирию
Нападение в Лахоре стало частью новой стратегии "Исламского государства"
В Пакистане объявлен трехдневный траур в связи с трагедией в городе Лахоре, унесшей жизни более 70 человек. Жертвами воскресной атаки террориста-смертника стали в основном представители пакистанской христианской общины, отмечавшие Пасху. Ответственность за нападение взяла на себя группировка "Джамаат уль-Ахрар", присягнувшая на верность "Исламскому государству" (ИГ; запрещено в РФ). Теракт в Лахоре продолжил серию резонансных акций исламистов (включая теракты в Брюсселе), в связи с неудачами в Сирии и Ираке переносящих свою деятельность в другие регионы. Опрошенные "Ъ" эксперты считают, что атаки на христиан по всему миру грозят стать одним из трендов новой глобальной стратегии ИГ. Теракт в Пакистане осудили многие мировые лидеры, включая президента РФ Владимира Путина, призвавшего к "наращиванию международного взаимодействия в антитеррористической сфере".
Местом нападения на христианскую общину Пакистана, совершенного 27 марта в Лахоре (столица крупнейшей провинции Пенджаб), стал парк развлечений "Гульшан-Икбал". В воскресенье вечером туда по случаю Пасхи и последнего дня школьных каникул пришли многие христианские семьи с детьми. Смертник беспрепятственно проник в гущу толпы и привел в действие взрывное устройство. Жертвами стали как минимум 72 человека (среди них 29 детей). Более 340 человек получили ранения.
В связи с трагедией в Лахоре премьер Пакистана Наваз Шариф отменил запланированное на эту неделю зарубежное турне, включавшее в себя переговоры с британским премьером Дэвидом Кэмероном в Лондоне и президентом США Бараком Обамой в Вашингтоне. "Наша задача — не только уничтожить инфраструктуру террора, но и искоренить экстремистские настроения, несущие угрозу нашему образу жизни. Власти провинций должны ускорить операции сил безопасности против террористов. Мы должны действовать на опережение",— заявил он.
В свою очередь, представитель Минобороны Пакистана Асим Баджва сообщил о рейдах сил безопасности и арестах подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Облавы прошли в ночь на понедельник в трех городах провинции Пенджаб — Лахоре, Файзалабаде и Мултане. Силы безопасности задержали около 50 человек, а также изъяли большое количество оружия и взрывчатки.
Ответственность за бойню в парке Лахора взяла на себя группировка "Джамаат уль-Ахрар" — одно из подразделений движения "Талибан", присягнувшее на верность "Исламскому государству". Проект "глобального халифата", реализуемый ИГ на Ближнем Востоке, получил неоднозначную оценку пакистанских талибов и вызвал раскол в их рядах. Часть из них отказались присоединиться к ИГ, предпочтя не выходить в своей деятельности за рамки азиатского региона. В то же время другая часть провозгласила себя филиалами "Исламского государства".
Группировка "Джамаат уль-Ахрар", пошедшая по второму пути, резко активизировала свою деятельность, пытаясь привлечь к себе максимальное внимание (с декабря прошлого года это уже пятое нападение, совершенное ее боевиками). "Нашей целью были христиане. Мы хотели послать премьеру Шарифу напоминание о том, что уже вошли в Лахор",— заявил представитель "Джамаат уль-Ахрар" Эхсанулла Эхсан, пообещав новые атаки на христиан.
Теракт в парке "Гульшан-Икбал" стал одним из крупнейших нападений на пакистанских христиан, совершенных за более чем 60-летнюю историю страны. Предыдущим подобным терактом стали прогремевшие в сентябре 2013 года в городе Пешаваре взрывы у церкви Всех Святых — одной из старейших в Пакистане (тогда более 80 прихожан были убиты, 140 получили ранения). В то же время в последние годы масштабных нападений пакистанских христианам удавалось избегать.
Численность христианской общины — одного из религиозных меньшинств в 180-миллионом Пакистане — по некоторым оценкам, составляет свыше 7 млн человек. Христиане поселились на территории нынешнего Пакистана задолго до его возникновения в 1947 году после распада Британской Индии. Хотя основатель Пакистана Мухаммад Али Джинна задумал его как государство мусульман, христиане традиционно играли важную роль в жизни пакистанского общества.
По мнению опрошенных "Ъ" экспертов, нападение на пакистанских христиан необходимо рассматривать в контексте провозглашенной ИГ новой стратегии, которую руководство группировки вынуждено вырабатывать в связи с военными неудачами в Сирии и Ираке. "Теряя позиции на Ближнем Востоке, ИГ через свои филиалы вынуждено расширять свою деятельность, перенося ее в другие регионы мира,— пояснил "Ъ" эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.— Тенденция мести христианам как представителям западного мира возникла еще до начала реализации проекта "глобального халифата" в Сирии и Ираке. Достаточно вспомнить предыдущие нападения на христиан в Пакистане или деятельность группировки "Боко-Харам" в Нигерии. Однако сегодня, в кризисный для ИГ момент, эта тенденция получает новое развитие". По словам эксперта, "не имея возможности создать "глобальный халифат", исламисты пытаются разжечь конфликт цивилизаций — они совершают уже не просто акты возмездия, а нападают на христиан просто за их принадлежность к другой вере".
Аналогичной точки зрения придерживается директор Центра стратегических исследований и анализа "Россия--Восток--Запад" Владимир Сотников. "Теракты в Брюсселе и теракты в Лахоре — это звенья одной цепи. Тиски вокруг ИГ сжимаются, и в ответ террористические группировки активизируют свою деятельность в разных странах мира, проводя кампанию децентрализованного террора, уже не координирующегося из одного центра",— пояснил "Ъ" эксперт.
Нападение на христиан в Лахоре в понедельник осудили многие мировые лидеры — от премьера соседней Индии Нарендры Моди до главы британского правительства Дэвида Кэмерона. Российский президент Владимир Путин, выразив соболезнование президенту Пакистана Мамнуну Хусейну и премьеру Навазу Шарифу, призвал к "дальнейшему наращиванию международного взаимодействия в антитеррористической сфере — как на региональном, так и на глобальном уровне".