ФНБ прокатят на метро
Других средств на вагоны для Москвы не нашлось
Сегодня набсовет ВЭБа может принять решение о предоставлении первого транша в размере 27,6 млрд руб. из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) для финансирования контракта на поставку Москве 664 вагонов метро. Конкурс на 144 млрд руб. еще в 2014 году выиграли структуры Искандара Махмудова и Андрея Бокарева, но почти сразу стало понятно, что заложенные кредитные ставки ниже рыночных. Средства ФНБ — единственный шанс приблизиться к параметрам контракта.
ВЭБ может принять участие в финансировании контракта жизненного цикла (КЖЦ) на поставку вагонов нового поколения Московскому метрополитену. По словам собеседников "Ъ", знакомых с ситуацией, вопрос об участии ВЭБа в финансировании лизинга 664 вагонов есть в повестке дня намеченного на сегодня заседания набсовета госкорпорации. Предполагается, что будет принято решение по первому траншу в размере 27,6 млрд руб. из средств ФНБ (общий размер линии — 300 млрд руб., говорил на прошлой неделе зампред ВЭБа Сергей Васильев). В правительстве "Ъ" подтвердили, что такой пункт в повестке заседания есть.
КЖЦ предусматривает поставку и сервисное обслуживание вагонов в течение 30 лет, Московский метрополитен заключил два таких контракта в 2014 году, ожидая увеличения протяженности линий метро к 2021 году в 1,5 раза, до 450 км. Сейчас в московском метро около 4,8 тыс. вагонов. В марте 2014 года был подписан КЖЦ на 832 вагона с поставкой в 2014-2017 годах, но в июне 2015 года закупку снизили до 664 штук. Контракт на 143,95 млрд руб. выиграли "Метровагонмаш", входящий в "Трансмашхолдинг" (ТМХ; 33% принадлежит Alstom, остальное — структурам Искандара Махмудова и Андрея Бокарева), и "Трансхолдинглизинг" (ТХЛ). Тот же тандем в декабре 2014 года выиграл и тендер на поставку в 2017-2020 годах еще 768 вагонов за 130,9 млрд руб. 19% ТХЛ принадлежит ТМХ, остальные доли — у пяти ООО, владельцами которых являются офшоры или физлица--главы компаний. В декабре 2015 года ФАС разрешила купить 81% ТХЛ ООО "Трам Инвест", принадлежащему господам Махмудову и Бокареву.
Но еще до второго тендера ТМХ просил господдержки: в ноябре 2014 года Андрей Бокарев написал письмо Владимиру Путину с просьбой о частичном субсидировании процентов по кредитам ТМХ и "Метровагонмаша". Господин Бокарев отмечал, что муниципалитет заложил в условия конкурса крайне низкую ставку по кредитам — 8,25% — при минимально доступных 14%. Тогда собеседники "Ъ" рассказывали, что Москва предлагала привлечь средства ФНБ, но Минфин отказал. Сегодня на набсовете ВЭБа "речь пойдет об одобрении кредитной линии ТХЛ", уточняет один из источников "Ъ". До сих пор проект финансировал ВТБ, клиентом которого ТХЛ является более десяти лет. В феврале стороны заключили генеральное соглашение о выдаче банковских гарантий на 1,8 млрд руб. В ВЭБе отказались комментировать повестку набсовета, в ТМХ считают комментарии до принятия решения преждевременными. В правительстве уточнили, что сначала средства ФНБ поступают на депозит ВЭБа, а потом ВЭБ предоставляет финансирование ТХЛ.
По мнению заместителя директора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, обращение за средствами ФНБ в данном случае — вынужденная мера. "Контракт готовился два года и, когда закладывались его начальные параметры, ставка по кредитам соответствовала рыночным условиям, но к моменту проведения конкурса перестала",— поясняет он. Необходимости в привлечении средств ФНБ не было бы, если бы ставка была изменена, продолжает эксперт, но Москва настаивала на этом уровне, экономя средства города. Средства ФНБ, которые компания будет возвращать по более низкой ставке, чем коммерческая,— единственный источник средств, который приближается по условиям возврата к ставке, заложенной в контракте, говорит господин Савчук.