Прокуроры разыскивают активы
В Генпрокуратуре создали спецгруппу по погашению ущерба
Вчера стало известно о создании в Генпрокуратуре спецгруппы, которая будет заниматься возвратом из-за рубежа активов обвиняемых, полученных в результате совершения коррупционных преступлений и других правонарушений. Аресты на имущество за границей по требованию Генпрокуратуры налагаются быстро, однако на то, чтобы обратить его в пользу РФ, тратятся годы.
Как сообщил официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной, группа была создана приказом генпрокурора Юрия Чайки, а в ее состав вошли наиболее опытные представители сразу нескольких управлений надзорного ведомства, в том числе международно-правового сотрудничества и уголовно-судебного. Возглавил же группу начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Александр Русецкий.
Основанием для создания группы стало одно из поручений, данных президентом Владимиром Путиным по итогам состоявшегося 26 января 2016 года заседания Совета по противодействию коррупции. В нем говорилось о необходимости более активного использования механизмов международного сотрудничества для выявления, арестов и возвращения из иностранных юрисдикций активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности.
На недавней коллегии Генпрокуратуры Юрий Чайка сообщил, что по инициативе надзорного ведомства в Швейцарии, Франции, США и ряде других стран в прошлом году был наложен либо сохранен арест "на полученное преступным путем имущество стоимостью в сотни миллионов долларов США". При этом генпрокурор обратил внимание своих подчиненных на необходимость активизации "работы" по выявлению активов, на которые можно было бы наложить взыскание.
На базе Генпрокуратуры уже несколько лет функционирует Национальный контактный пункт (НКП) по обеспечению международного сотрудничества в данной сфере, однако считается, что его ресурсов недостаточно. Дело в том, что в рамках международно-правового сотрудничества Генпрокуратура, добившись через прокуратуры других стран ареста денег на счетах или недвижимости, полученных обвиняемыми, в том числе по коррупционным делам, не может быстро обратить их в доход РФ. Так, например, произошло в деле экс-министра финансов Мособласти Алексея Кузнецова. У последнего во Франции и Швейцарии были арестованы два отеля, дом, квартиры и машины, однако, чтобы выставить их на продажу, передав деньги потом России, властям других стран понадобился вступивший в законную силу приговор в отношении господина Кузнецова в РФ. Однако Франция, где экс-чиновник содержится под арестом с 2013 года, несмотря на то что его дело прошло все местные судебные инстанции, выдавать не спешит. Группа Александра Русецкого вместе с НКП и должна оперативно решать проблемы, которые возникают по подобным делам.
Кстати, ущерб от коррупционных преступлений, по подсчетам надзорного ведомства, в прошлом году составил более 43 млрд руб. В ходе следствия удалось установить и арестовать имущество обвиняемых на 30 млрд руб.