«Работа по возвращению активов коррупционеров крайне сложная»
В Генпрокуратуре появится спецгруппа по погашению ущерба от взяточников
Генпрокуратура займется возвратом из-за рубежа активов, полученных в результате коррупционных преступлений. Для этого создана специальная рабочая группа, сообщил официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной. По данным ведомства, только в 2015 году ущерб от коррупционных преступлений составил более 43 млрд руб. Возврат неправедно нажитых активов из-за границы — очень непростая задача в первую очередь потому, что власти других государств заинтересованы в сохранении там незаконного имущества. В этом убежден глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
«Проблема в том, что эта работа крайне сложная, потому что западные страны не желают возвращать похищенные миллиарды, поскольку они работают в их экономике. И, как говорится, ничего личного, просто бизнес. И те же самые замки в Великобритании, за которые платятся бешеные налоги, и средства, которые работают в западных банках, вплоть до обучения детей. Поэтому, естественно, эта работа будет сложной. Нужно запускать разные механизмы, в том числе этот. В сегодняшних отношениях уровень взаимодействия правоохранительных органов падает. Я считаю, нужно создавать такие правовые условия, чтобы человек сам возвращал эти средства», — объяснил Кабанов.
Главной проблемой в вопросе возврата коррупционных активов из-за границы до сих пор было вовсе не противодействие зарубежных властей, а несоблюдение отечественными правоохранителями соответствующих юридических формальностей. Об этом заявила вице-президент Transparency International Елена Панфилова.
«Проблема долгие годы заключалась в том, что активы замораживают, но их могут вернуть и провести какие-либо действия зарубежные правоохранительные органы только в том случае, если на родине, то есть здесь, у нас в стране, будет возбуждено дело и человек будет признан как минимум подозреваемым в коррупционных деяниях, то есть нужно сотрудничество. Очень долго этого сотрудничества не было. Я беседовала с прокурорами многих стран, которые говорят, что знают, что вернуть, куда вернуть, как вернуть, но не могут, пока не будет официального запроса с нашей стороны», — пояснила «Коммерсантъ FM» Панфилова.
Об успехах в деле возврата коррупционных активов из-за рубежа отчитался на последнем расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры сам глава ведомства Юрий Чайка.
«В истекшем году Генеральная прокуратура приняла деятельное участие более чем в 320 мероприятиях международного характера. Особое внимание уделяется вопросам возврата из-за рубежа активов, полученных преступным путем. Только в 2014 году суды Франции и Италии по нашим требованиям арестовали объекты недвижимости стоимостью свыше €300 млн. Кроме того, в Швейцарии заблокированы счета обвиняемых в России лиц на сумму боле полумиллиарда евро», — подчеркнул Чайка.
В декабре прошлого года в Госдуму был внесен проект, который предусматривает изъятие имущества коррупционеров. Авторы документа предлагают ввести конфискацию как меру уголовного наказания, которая подразумевает принудительное изъятие в доход государства всего имущества виновного или его части. Исключением могут стать предметы, обеспечивающие минимум для бытовых нужд осужденного и его семьи.