«У кипрских спецслужб нет средств для того, чтобы проводить эти операции»
Угонщик самолета EgyptAir начал выдвигать требования
Власти Кипра начали переговоры с захватчиком египетского самолета. Об этом заявили в Минавиации Египта. Лайнер авиакомпании EgyptAir следовал из Александрии в Каир. В 8:30 по местному времени экипаж сообщил, что самолет захвачен и направляется на Кипр. Airbus А320 приземлился в аэропорту Ларнаки. Сейчас аэровокзал закрыт. На борту самолета, по предварительной информации, находилось около 80 человек. Россиян в самолете не было. Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.
— Сергей Алексеевич, поясните, как ведутся в переговоры с захватчиками в таком случае, о каких требованиях захватчик может заявить? Потому что пока об этом ничего не известно.
— По крайней мере, то, что произошло, конечно, давно такого не было. И посадка самолета в Кипре, и то, что выпустил египетских граждан, наталкивает на мысль, что он все-таки египтянин или та группа, которая захватила самолет, египетского гражданства, это первое. Второе — в любом случае кипрские власти уже вступили в переговоры, будут выяснять, каковы требования этого террориста или террористов, то есть, что они хотят. Это какая-то личная или другая просьба, какие-то денежные вознаграждения, это выдвижение требований к мировому сообществу. Мне пока трудно сказать, пока этой информации нет.
Естественно, во время переговоров оперативным путем, наверное, технические есть возможности выяснить, действительно ли есть взрывное устройство на борту самолета. Потому что меня смущает ситуация, что говорят, якобы у него есть пояс шахида. Но сейчас в той ситуации, когда весь мир стоит на ушах, пронести пояс шахида в самолет – это у меня вызывает определенные сомнения. В этом случае переговоры — это способ определиться, что делать спецслужбам, которые будут, по всей видимости, освобождать самолет, и это проблема номер один.
— А вы можете пояснить, как в таком случае должны действовать спецслужбы, как они должны все это выяснять?
— Во-первых, надо выяснить, кто будет заниматься этой проблемой. Я так понимаю, русских, наших граждан нет — это уже большой плюс для нас. И второе — кипрские спецслужбы не готовы, у них нет сил и средств для того, чтобы проводить эти операции, они никогда, мне кажется, таким не занимались. В любом случае, штаб, который они создали, будет обращаться к кому-то за помощью или, как говорится, координировать свои действия с теми спецслужбами, которые будут заниматься этой проблемой, но все это покажут переговоры.
— А штурм как вариант рассматривается?
— Если будут действия, которые будут угрожать заложникам, естественно, будет операция по освобождению, так как все дорожат жизнью заложников. Это главное при освобождении заложников — оставить их живыми.
— Также эксперты предполагают, что самолет мог приземлиться на Кипре для дозаправки, и одно из требований может быть именно дозаправить самолет, чтобы полететь куда-то дальше.
— Мы пока не обладаем точной информацией. Все выяснится в ближайший час-полтора.
— Сергей Алексеевич, поясните, насколько это возможно, и отпустят ли самолет потом с Кипра?
— Об этом я не могу судить, повторяю, это решат переговоры, в которые сейчас вступили кипрские власти.
— Сколько обычно человек участвует в подобных переговорах?
— Это может быть и один человек, думаю, это будет представитель этого штаба, который будет уполномочен вести эти переговоры с террористами, и террористы с этим согласятся.
— А какие-то отработанные сценарии подобных спецопераций существуют?
— Спецопераций было много, одинаковых спецопераций не бывает, поэтому думаю, что и эта операция не будет аналогом тех, что были раньше.