Каста неразгоняемых
Индийские тук-туки для российских дорог
Пока одни автопроизводители стонут, сокращая производственные планы и модельные линейки, другие, напротив, намереваются порадовать нас неведомой доселе продукцией и даже открыть сборочное производство. На падающем российском авторынке перспективы углядела индийская Bajaj Auto — третий по величине производитель мототехники в мире. К нам уже едут компактный квазиавтомобиль Qute и грузовой трехколесный мотороллер Maxima.
"Do urinate, toilet ahead",— гласила надпись на дорожном знаке. Таких вдоль шоссе, соединяющего аэропорт имени Индиры Ганди с центром индийской столицы, установлено пугающе много. С одной стороны, в странах, которые принято считать цивилизованными, такого не увидишь. С другой — появление подобных объектов означает признание проблемы и стремление ее искоренить.
С Индией во многом так — неоднозначно. Стеклянно-бетонные кварталы соседствуют с обыкновенными помойками, а стаи мотоциклов мчат по тому, что мы привыкли считать тротуарами. При этом аэропорт Нью-Дели в прошлом 2015 году признан лучшим в Центральной Азии и в категории "от 25 до 40 млн пассажиров в год". Да, проблема, которой посвящены диковинные знаки, действительно существует, но в любом общественном туалете уборка не прекращается вообще никогда.
Конечно, считать Индию цивилизованной страной в европейском смысле этого слова сложно, и даже страшно подумать, что здесь творилось лет сто назад. Однако вот вам еще один штрих: наряду с Поповым, Теслой, Герцем, Лумисом и еще несколькими лицами на звание изобретателя радио претендует уроженец Бенгалии Джагиш Чандра Бос. Впрочем, образование у него было полуанглийское, так что биография этого ученого и писателя-фантаста уже сама по себе повод для дискуссии о колониальном прошлом Индии.
Кстати, о независимости: одним из ближайших сподвижников Махатмы Ганди был некто Джамналал Баджадж. Википедия называет его "общественным деятелем", "политическим лидером", "борцом за независимость" и только после этого — промышленником. Даже краткая биография этого человека содержит столько удивительного, что просто не понимаешь, когда он успел основать Bajaj Group — компанию, входящую в индийский топ-10. А ведь успел. Причем в 1926 году, за два десятка лет до обретения страной независимости.
Мотоцикл из хорошей семьи
Никогда не слышали о семье Баджадж? Скорее всего, вы просто не были в Индии. Да, примерно треть (оценка на глаз) мотоциклов, которыми кишат тамошние дороги, отмечены логотипом Bajaj, отдаленно напоминающим значок Bluetooth. Но лого еще надо узнать, а вот не заметить мелькающую тут и там рекламу страховой компании Alliance-Bajaj или Bajaj Finance просто невозможно. А ведь у семьи есть еще и не рекламируемые производители комплектующих (примерно с десяток), сталелитейная компания Mukand, инвестиционные и туристические фирмы, собственная служба безопасности... А также Bajaj Auto — почти никому в нашей стране не известный производитель мотоциклов, занимающий третье место в мировом масштабе. А в производстве трехколесной техники не уступающий никому. Этой компанией, как и всей империей Баджаджей, до сих пор руководят наследники сподвижника Махатмы. Нормальная для Индии (да и не только для нее) практика.
Три завода Bajaj Auto в прошлом году совместно произвели на свет 3,2 млн мотоциклов, а также 500 тыс. трехколесок — в основном это популярные в Индии и Юго-Восточной Азии моторикши, которые чаще называют "тук-туками". Полтора миллиона единиц мототехники было отправлено на экспорт, в том числе в виде машинокомплектов, почти половина этого объема ушла в Африку.
Крупнейший завод Bajaj Auto проектной мощностью 3 млн единиц техники в год расположен в двух часах лета от столицы — в Валудже, промышленном пригороде города Аурангабад, штат Махараштра. Судя по официальному отчету компании, предприятие пока работает вполсилы, но и эта "полсила" весьма впечатляет. Рабочие трудятся в две смены, мотоциклы сходят с конвейера каждые полминуты, а общий объем выпуска двухколесной техники превышает объем всего официального российского рынка почти в сто раз. Цеха сборки мотоциклов напоминают любой современный автозавод, разве что темп здесь заметно выше. А так — те же информационные табло с плановыми и реальными объемами выпуска, те же наглядные пособия и непривычная после городских улиц чистота. Цех сборки трехколесок еще больше похож на привычное мне автомобильное производство, разумеется, с поправкой на размеры продукции. На каждом изделии — таблички, информирующие о разнообразии силовых установок. В наличии и бензиновая классика, и дизели, и популярный в Индии (что неудивительно с бензином почти по доллару за литр) природный газ.
Здесь же собирают и пилотную партию грузовой трехколески Maxima — и, в отличие от мотоциклов, этот предмет для России очень даже актуальный.
Для России — с печкой
Помните мотороллер "Муравей"? Эта продукция Тульского машиностроительного завода заменяла труженикам советского села и гужевой, и личный транспорт. Грузовые трехколески продают в нашей стране и сейчас, но среди них нет ничего подобного: передо мной почти настоящий грузовичок с кабиной и кузовом, в который официально дозволяется загрузить 740 кило поклажи (неофициально мне рассказали, что проектировали трехколеску в расчете на солидный перегруз). Силовая установка — 450-кубовый дизель, коробка пятиступенчатая (переключения — поворотом левой рукоятки), привод на задние колеса через карданный вал и дифференциал. Специально для нашего рынка (очевидно, он для Bajaj самый холодный) обещают установить печку. В кабине можно разместиться вдвоем, но мотоциклетный руль установлен строго посередине, а единственная педаль (тормоз) расположена справа от рулевой колонки.
Инженеры с интересом изучали, насколько нам — в основном довольно корпулентным русским — удобно в кабине. Удобно вполне. На голову не давит, а нарекания вызвала разве что кинематика той самой единственной педали. Внимательный инженер подбежал, что-то измерил рулеткой и записал в блокнот.
"Мы надеемся завершить сертификационные процедуры уже летом этого года,— говорит Александр Алексеев, гендиректор "Ист Вест Моторс", дистрибутора Bajaj в России.— А уже в следующем году в России может начаться отверточная сборка".
Вот только о ценах на трехколеску пока не сообщают ничего определенного. Говорят, правда, об интересе даже со стороны госструктур, поддерживающих сельское хозяйство, а в качестве ориентира указывают предполагаемый прайс другой индийской новинки — микрокара Qute.
Спорткар по-индийски
Кузов-монокок, мотор и ведущие колеса — сзади, коробка передач секвентальная. Спорткар? Нет — микрокар. Зовут Bajaj Qute, и уже в августе он будет продаваться в России. Цена напрямую зависит от решения Минпромторга по вопросу об утилизационном сборе. Дело в том, что Qute — это так называемый квадрицикл (не путать с квадроциклом, то есть четырехколесным мотовездеходом). Такой термин придумали, чтобы не именовать подобную продукцию мотоколясками. Для этой категории транспортных средств четких правил пока нет — просто не успели придумать. Если чиновники решат, что сбор платить надо, дешевле 360 тыс. руб. индийский микрокар стоить не будет. Если "помилуют" — обещают цену около 300 тыс. руб. Правда, еще около 20 тыс. придется доплатить за "русский пакет" — настоящие стекла в дверях вместо полиэтиленовых и печку в салоне.
Выпуск "кьютов" только начался, и темп сборки тут, мягко говоря, не мотоциклетный. Нам нахваливают выносливость новинки (3,2 млн тестовых километров) и модульную конструкцию — в легких ДТП силовая "клетка" должна остаться нерушимой, а остальные элементы можно легко открутить и заменить небитыми. Смотрю на трогательные "стульчики" для передних седоков и "лавочку" для тех, кто сзади, на хилые с виду ремни безопасности и стараюсь не думать, что случится при фронтальном краш-тесте хотя бы на скорости в 50 км/ч, не говоря уже о максимальных 70.
Располагаюсь за рулем. В целом удобно, мешает разве что низкая рамка ветрового стекла. Это пока не полноценный тест — нам просто дали прокатиться по цеху, по возможности не пугая рабочих. Сцепление, толчок рычага от себя — на желтом дисплее загорается единичка. Аккуратно газу — и двухсоткубовый моторчик мощностью 13 сил весело прокручивает маленькие, как у "Оки", колесики. А весело! Жаль, сидящий рядом сопровождающий из числа заводчан уже нервно ерзает. Впрочем, не будь его, я бы тут такое устроил...
Qute на дороге
Более близкое знакомство пришлось отложить до следующей остановки — в Пуне. В агломерации девятого по величине города Индии, точнее, в местечке Чакан, находится еще один завод Bajaj Auto. От аурангабадского он отличается размерами и мощностью (и то, и другое гораздо скромнее), а еще тем, что здесь помимо собственной техники собирают мотоциклы Kawasaki и KTM. И если с японцами индийцев связывает просто партнерство, то австрийский премиум-бренд принадлежит Bajaj на 47,96%. Здесь же работает команда австрийских инженеров, которые осторожно передают индийским коллегам технологии. Никто не скрывает, что современные моторы Bajaj — ближайшие родственники агрегатов КТМ.
Именно в Чакане располагается трехкилометровый испытательный трек Bajaj Auto, на котором нас уже ждет единственный алый Qute.
Честно говоря, заезжать в скоростной правый "тягун" было страшновато. Но, в конце концов, почему бы и не стать не только первым русским испытателем, но и первым русским "опрокидывателем" малыша? Сброс газа, доворот руля — и ничего страшного не случилось. Скользнув задней осью, Qute просто спровоцировал меня на корректирующее движение рулем и вызвал плотоядную улыбку. И да, я поверил, что значительную часть миллионов тестовых километров микрокар проехал с солидным грузом на крыше. А к исходу второго круга уже мечтал выкинуть из салона стулья-лавки и заменить их единственным "ковшом". Еще бы моторчик помощнее и механизм переключения "отзеркалить", чтобы переключения на повышенные были "к себе"... Получился бы отличный 400-килограммовый снаряд для гоночной моносерии.
В реальности Qute уж привлек внимание служб доставки. Для них подобная техника с ее низкими эксплуатационными расходами — отличная альтернатива привычным автомобилям. В кулуарах менеджеры российского дистрибутора говорили, что в одной только Москве "кьюты" готовы покупать сотнями. Сколько их на самом деле окажется на улицах, скоро увидим.
Bajaj
|
Проверка по большому счету
В отличие от России, в Европе микрокары — обычная часть пейзажа. Так что неудивительно, что они попали в поле зрения спецов EuroNCAP. В отличие от привычных авто, квадрициклы разбивали о деформируемый барьер на скорости 50 км/ч и с 50-процентным перекрытием. Боковой удар был только один — установленный на тележку алюминиевый "пирог" бил в борт на тех же 50 км/ч. И этого хватило. Из восьми испытуемых первой волны две звезды заработали только Renault Twizy и Chatenet CH30. Результат Bajaj Qute — одна звезда, но все-таки это результат, отличный от нуля, а такие тоже бывают. Единственный использованный в испытаниях манекен-водитель получил серьезные "травмы" головы, груди и правого бедра. Причина — не выдержавшие удара точки сварки в передней части кузова. Впрочем, отметили эксперты, незыблемыми остались элементы крепления сиденья и ремня безопасности.