«Действия экипажа в таких ситуациях обязательно доводятся до автоматизма»
Силы безопасности Египта назвали имя предполагаемого угонщика самолета
Источники в силах безопасности Египта считают, что угонщиком Airbus A320 является гражданин страны Сейф ад-Дин Мустафа. Об этом сообщает египетский телеканал «ОН-ТВ». Прежде предполагаемым террористом был назван профессор американского университета Ибрагим Самахи, однако жена Самахи опровергла эту информацию и пояснила, что он сам стал заложником и был позднее отпущен похитителем. Гендиректор компании «Авиаперсонал» Анастасия Мирошниченко ответила на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Юрия Абросимова.
— Сообщается, что у захватчика не было взрывчатки, и пока неизвестно, был ли угонщик вооружен. Поясните, пожалуйста, как в таких ситуациях должен действовать экипаж, стюарды, например? Есть ли какой-то регламент, может быть, нормативные акты?
— Конечно, есть много нормативных актов. И в каждой стране мира они достаточно серьезно регулируются государством. Есть и внутренние регламенты, в каждой авиакомпании есть своя система обеспечения авиационной безопасности, безопасности полетов. Каждое воздушное судно обязано быть обеспечено руководством по действиям экипажа в таких ситуациях — в ситуациях захвата, угона, любых аварийных ситуациях на борту.
— Обычно очень много споров возникает, должен ли экипаж выполнять требования захватчика, сейчас буквально сразу после вылета экипаж сообщил, что самолет захвачен. Какие-то вообще системы безопасности есть в самолетах?
— Большинство требований, процедур, которые прописываются внутри компании, конечно, компании стараются делать недоступными, неизвестными по понятной нам причине — для того, чтобы ими не могли воспользоваться захватчики. Но общие процедуры, которые можно встретить в нормативных актах, для всех понятны. Безусловно, судно обеспечивает и безопасность кабины, прописаны определенные действия экипажа. И когда речь идет об угрозе, даже в нашем уголовном законодательстве очень четко прописано, что сама угроза является уже некой аварийной ситуацией, и человек может нести уголовное наказание, за только лишь угрозу.
И случаи, когда были не вооружены захватчики, пытавшиеся угнать воздушные судна, кстати говоря, в египетских авиалиниях, если не ошибаюсь, в 2009-м году подобное уже случалось. Тогда захватчик был вооружен столовым ножом, который использовался для питания на борту.
— А тогда еще были металлические приборы?
— У нас сейчас, по крайней мере, в наших авиакомпаниях, в бизнес-классе есть металлические. Насчет того случая не знаю, был ли это металлический или пластиковый нож, но вопрос идет даже не об оружии — действительно, споров очень много на этот счет — но экипаж должен принимать решения в соответствии с процедурами. Если они понимают, что есть определенная опасность, есть угроза, если он угрожает взрывчаткой, то, конечно, они принимают решение, исходя из ситуации, из регламентов.
Говорят сами пилоты, что это вопрос в системе, вопрос доверия к своей службе авиационной безопасности, могла ли она такое пропустить или нет, могло ли так произойти, что он действительно что-то пронес с собой. Исходя из этой ситуации, они и принимают решение. Конечно, это проблематично для авиакомпании, для членов экипажа — принять такое решение, потому что это убытки и урон для авиакомпании, если не оправдается ситуация, а если оправдается, тогда, безусловно, это крайне печальное событие, которое порой приводит вообще к банкротству компании. Поэтому вся система и технология, и действия экипажа исходят из того, чтобы предотвратить любую возникающую угрозу, и лучше действительно попробовать заранее принять какие-то меры.
— Я правильно понимаю, ваша компания занимается подготовкой персонала, проводит какой-то инструктаж?
— Мы не занимаемся инструктажем в этой ситуации, да, мы проводим некоторые тренинги для бортпроводников, но они в большей степени связаны с тем, как им трудоустраиваться. Обучением у нас занимаются сертифицированные учебные центры, которые достаточно сложные процедуры проходят для того, чтобы сертифицироваться, доказать, что они действительно могут обучить специалистов всем действиям. В том числе на борту не просто дается теория, все это доводится до навыков, все действия в таких аварийных ситуациях обязательно доводятся до автоматизма, чтобы они понимали, как нужно действовать, как взаимодействует экипаж, как передается информация от бортпроводника пилоту, в каком виде командир воздушного судна принимает решение, какие действия предпринимает дальше.
Все эти процедуры жестко и строго регламентированы и даются не только в теории, но и очень серьезно отрабатываются на практике, по крайней мере, в российских авиакомпаниях это делается таким образом.