Умножение на семь
Возможные партнеры российской оборонки в сборнике "Новые военно-промышленные державы"
Из-за санкций российская оборонная промышленность потеряла возможность получать технологии у западных партнеров. Но еще остались страны, кооперация с которыми в производстве вооружений и военной техники представляет для России интерес. О них можно прочесть в сборнике "Новые военно-промышленные державы".
Еще несколько лет назад перед предприятиями российского оборонно-промышленного комплекса открывались широкие перспективы для сотрудничества со странами Запада. Понимая, что собственными усилиями и в короткий срок получить доступ к современным технологиям не удастся, Россия решила пойти на контакт с Европой. Наметившаяся тенденция была многообещающей: с Францией был заключен контракт на закупку вертолетоносцев типа Mistral, с Германией — на тренажеры для центра боевой подготовки в Мулино, с Италией — на бронемашины Iveco LMV-65. Однако введение санкций, предусматривающих эмбарго на поставки военной продукции, сделало такое сотрудничество невозможным. Даже в такой непростой ситуации отказываться от кооперации с иностранными государствами Россия не может: эпоха тендеров при закупках вооружений уходит в прошлое, а заказчики стремятся организовать производство образцов техники и вооружений на своей территории. К тому же производство новых образцов сопряжено с огромными финансовыми затратами: даже США, обладающие высочайшим технологическим потенциалом, время от времени вынуждены обращаться к экспорту продукции военного назначения. Как правило, это происходит в случае экономической нецелесообразности развертывания собственного производства и если подобные приобретения не критичны для национальной безопасности.
В книге "Новые военно-промышленные державы", выпущенной в марте 2016 года под эгидой Центра анализа стратегий и технологий, дается оценка состояния и перспектив промышленности стран, которые могут представлять интерес для российских предприятий. Книга разбита на семь глав, каждая из которых посвящена отдельной стране. В первой авторы оценивают состояние ВПК Бразилии — это страна--участник БРИКС за последние годы значительно укрепила свои вооруженные силы, необходимые для защиты нефтедобычи в море. Во второй речь идет об оборонном потенциале Индонезии, который долгое время находился в спящем состоянии, но сейчас имеет все предпосылки к возрождению. Третья часть посвящена Ирану. Авторы констатируют, что эта страна обладает уникальным опытом сохранения и даже развития своего ОПК в условиях жесточайших санкций и практически в полной изоляции — на этой почве у Тегерана и Москвы достаточно много общего. В остальных главах книги рассказываются особенности военной промышленности Пакистана (ракетно-ядерная держава с населением почти 200 млн человек), Сингапура (карликовое государство, сумевшее поднять уровень оснащенности армии оружием собственного производства до 60%), Южной Кореи (ее оборонка уже сейчас причисляется экспертами к одной из ведущих в мире), а также ЮАР (по факту является самой развитой страной региона).
Пока же отношения в военно-технической сфере у России более или менее налажены с Исламабадом (после многолетнего простоя пакистанские военные закупили четыре вертолета Ми-35), Джакартой (индонезийские летчики эксплуатируют шесть истребителей Су-30МК2 и планируют приобрести дюжину новейших Су-35). После отмены эмбарго от 2011 года на поставку Ирану зенитных ракетных комплексов С-300 в прошлом году был подписан новый контракт на четыре дивизиона систем С-300ПМУ-2, однако говорить о ренессансе в отношениях не приходится. Поставлять Тегерану истребители Су-30СМ возможно только с разрешения Совбеза ООН, но из-за позиции США провернуть это почти нереально. С ЮАР имеется совместный сервисный центр по ремонту и модернизации вертолетов Ми-8/17. Кооперация с южнокорейским и сингапурским ВПК у России на данный момент отсутствует.
Многочисленные авторы сборника достаточно скрупулезно проанализировали всю совокупность факторов, влияющих на развитие оборонных отраслей вышеперечисленных стран. Сопоставив военные, политические и экономические аспекты, они смогли нарисовать четкую картину и определить возможные точки соприкосновения интересов России и этих стран. Вместе с тем авторы признают, что рост промышленного потенциала названных выше семи государств может привести не только к партнерству, но и к конкуренции на мировом рынке вооружений. Проверить это можно будет на практике уже в ближайшем будущем.
По словам директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, авторы сознательно не включили в книгу традиционных партнеров России Индию и Китай, поскольку их военно-промышленный потенциал и возможности кооперации требуют отдельного издания. В случае с Китаем это уже было сделано в 2013 году (подробнее об этом см. материал "Анатомия дракона" во "Власти" N5 от 10 февраля 2014 года). Сборник, описывающий российско-индийские военно-технические отношения, по словам Пухова, выйдет в ближайшее время.