Переменная областность
В украинский парламент был внесен законопроект, который может вывести "минский процесс" из тупика
В украинский парламент незаметно для широкой публики был внесен законопроект, который теоретически может вывести "минский процесс" из тупика. Его авторы предлагают объединить непризнанные республики в "межобластное территориальное объединение" с широкими полномочиями. "Власть" изучила документ и его перспективы.
Проект закона "Об особенностях управления отдельными территориями Донецкой и Луганской областей" N4297 был внесен в Верховную раду группой депутатов от "Оппозиционного блока" 24 марта. Однако на фоне громких скандалов вокруг отставки генпрокурора Украины Виктора Шокина и переговоров о формировании новой коалиции в Раде он остался незамеченным большинством как украинских, так и российских СМИ. Авторы законопроекта — группа депутатов, близких к бывшему главе администрации президента Украины Виктору Медведчуку и самому богатому украинскому олигарху Ринату Ахметову.
Первая подпись под документом принадлежит бывшему замглавы Конституционного суда страны Василию Нимченко, который является зампредом движения "Украинский выбор", возглавляемого Медведчуком. Его соавтор — депутат Юрий Воропаев — в начале 2000-х годов работал в юридическом департаменте холдинга СКМ Рината Ахметова. Еще один соавтор законопроекта, депутат Сергей Матвиенков, до избрания в парламент был первым заместителем гендиректора металлургического комбината имени Ильича в Мариуполе, входящего в структуру СКМ. Остальные авторы законопроекта представляют в Раде районы Донецкой и Луганской областей, оставшиеся под контролем Киева. Среди них мэр городка Курахово Сергей Сажко, который во время начала волнений в Донбассе в 2014 году не позволил снять с горсовета украинский флаг.
Внесение в Раду законопроекта совпало с активным обсуждением в украинских СМИ слухов о том, что администрация президента Петра Порошенко ведет переговоры с Ахметовым и лидером фракции "Оппозиционный блок" Юрием Бойко об их возможном назначении руководителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей, ныне находящихся под контролем самопровозглашенных республик. В начале прошлой недели, 28 марта, находясь с визитом в Краматорске, временной столице Донецкой области, президент Украины не исключил такого сценария. "Если господин Ахметов или господин Бойко примут решение баллотироваться и выиграют выборы и получат поддержку Донбасса, то это будет выбор людей Донбасса,— сказал Порошенко.— Минские договоренности абсолютно четко предусматривают восстановление украинского суверенитета на оккупированной части Донбасса через процедуру выборов. Если кто-либо, кто не замарал руки кровью, у кого Украина в сердце, примет решение принимать участие в этих выборах и будет избран народом Донбасса, я, как президент Украины, буду иметь с ним дело".
Законопроект N4297 предполагает создание на базе двух самопровозглашенных республик межобластного территориального объединения Донбасс (МТО Донбасс). "Основанием для внесения проекта закона стала неотложная потребность принятия мер по созданию условий для мирного урегулирования ситуации в Донецкой и Луганской областях в соответствии с комплексом минских соглашений",— написали в пояснительной записке к документу его многочисленные авторы. МТО депутаты предлагают создать на временной основе и не давать ему статус самостоятельного территориального субъекта, вместе с тем это объединение будет обладать "самостоятельной системой государственного управления на принципах децентрализации и широких полномочий органов местного самоуправления". Органы власти нового объединения смогут сами принимать решение о создании и численности отрядов народной милиции (таким образом предполагается легализовать участников боевых действий со стороны самопровозглашенных республик), а также рассматривать вопросы о назначении руководителей органов внутренних дел и прокуратуры.
Возглавить это МТО, по задумке депутатов, должен председатель представительного собрания, избираемый сроком на пять лет. Он сможет также представлять интересы Донбасса "во внешнеэкономических и торговых отношениях", заключать "соглашения о приграничном сотрудничестве в экономической сфере с субъектами Российской Федерации", выступать "субъектом договорных отношений с центральными органами исполнительной власти". К полномочиям представительного собрания депутаты от "Оппозиционного блока" предложили отнести "утверждение бюджета МТО Донбасс", "принятие решения о предоставлении специального статуса наравне с государственным языком русскому", а также "в пределах своей компетенции решение вопросов трансграничного сотрудничества, направленного на развитие, усиление и углубление добрососедских отношений между территориальными общинами, органами местного самоуправления МТО Донбасс с административно-территориальными единицами Российской Федерации".
На сегодняшний день перспективы нашего законопроекта нерадостные, поскольку он не воспринимается партией войны
Законопроект предполагает создание на территории двух самопровозглашенных республик свободной экономической зоны и проведение в один день выборов главы МТО Донбасс, депутатов представительного собрания и всех местных органов власти. При этом в документе, который, очевидно, готовился не один месяц, допущена забавная ошибка: голосование предлагается провести 25 октября уже прошедшего 2015 года.
Примечательно, что проект законопроекта был опубликован на следующий день после очередного безуспешного заседания контактной группы в Минске, в ходе которого стороны договорились разработать "дорожную карту" по освобождению пленных, но вновь не смогли продвинуться ни на шаг в обсуждении вопросов безопасности в регионе и проведения местных выборов. Добиться прорыва хотя бы по второму пункту, не дожидаясь конституционных изменений, уже больше месяца пытаются западные дипломаты. Министры иностранных дел Германии и Франции Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эро в конце февраля посещали Киев, пытаясь убедить украинское руководство провести голосование.
Резко против законопроекта пока выступила лишь партия "Самопомощь", распространившая заявление, в котором говорится: "Следствием принятия этого законопроекта станет создание "Донбасского государства" за бюджетные средства". Однако главный автор законопроекта Василий Нимченко в разговоре с "Властью" признал: "На сегодняшний день перспективы нашего законопроекта нерадостные, поскольку он не воспринимается партией войны, а Верховная рада в ее нынешнем виде не готова его принять". По словам депутата, предложенный законопроект должен восприниматься "как стартовая площадка для реализации минских соглашений и закона об особом статусе, где говорилось и об амнистии, и об особом порядке управления этими территориями".
Близкий к Кремлю политолог Алексей Чеснаков полагает, что всерьез документ можно будет рассматривать лишь тогда, "когда в Киеве появятся политические силы, способные его реализовать". "Пока же даже не вся фракция "Оппозиционного блока" поддержала этот документ,— отмечает он.— Это очередная попытка показать некие новые варианты урегулирования, альтернативные минским соглашениям". По его словам, у многих политиков появляется желание "поиграть в появление запроса на альтернативный подход к соглашениям": "Во многом это просто иное прочтение соглашений, многие пункты законопроекта просто переписаны оттуда. Но сам факт того, что в Киеве заговорили о необходимости особого статуса для этих территорий,— это шаг вперед".
Законопроект депутатов от "Оппозиционного блока" был внесен именно сейчас, поскольку надо "демонстрировать прогресс в минских переговорах", считает и украинский политолог Константин Батозский: "Это главная претензия к украинским властям — все хотят, чтобы Украина сделала хоть что-то. Судя по списку авторов законопроекта, ставка сделана на группу Рината Ахметова, и сейчас происходит такая проба пера: инициатива заброшена, и смотрят на реакцию общественного мнения". Эксперт отмечает, что появление документа совпало с очередным обострением вдоль линии соприкосновения у пригородов Горловки — Авдеевки и Майорска. По его словам, предложения, содержащиеся в законопроекте, мало чем отличаются от "требований, которые озвучивались первыми лицами ДНР, когда они предлагали в мае 2015 года свои предложения по поправкам в конституцию Украины". Вместе с тем, отмечает Батозский, есть большие сомнения, что "нынешний состав парламента может проголосовать за этот закон, скорее это игра вдолгую".