Авиакомпании снижаются до "Победы"
Крупнейшие перевозчики уходят на безбагажные тарифы
С появлением на российском рынке лоукостера "Победа" и на фоне спада спроса на авиаперевозки российским перевозчикам пришлось реформировать линейку тарифов, чтобы сохранить свою долю рынка. Вслед за S7 и "Уральскими авиалиниями" на повсеместное введение максимально дешевых безбагажных тарифов пошла и "ЮТэйр", признающая, что иначе рисковала бы потерять 5 процентных пунктов загрузки самолетов. Кроме того, компания на большинстве рейсов перейдет на платное питание. В 2015 году "ЮТэйр" удалось выйти из долгового кризиса за счет помощи государства, регионов Сибири и сокращения программы полетов, но благосклонность кредиторов, говорят эксперты, будет зависеть от дальнейшей эффективности преобразований в компании.
"ЮТэйр" с 1 апреля перейдет на новую линейку тарифов, которая будет состоять из четырех групп — "бизнес", "гибкий", "стандарт" и "лайт" (безбагажный тариф). Категории различаются набором опций, входящих в стоимость билета, и позволяют отказаться от пакетной оплаты услуг, пояснили в компании. Кроме того, до конца апреля на большинстве рейсов "ЮТэйр" будет введено платное питание. Разница между тарифами "лайт" и "стандарт" составит 1-1,5 тыс. руб., количество билетов по тарифу не будет ограничено, но цены будут зависеть от спроса и даты вылета. Тариф "лайт" позиционируется "на уровне других лоукост-компаний", отметил коммерческий директор ""ЮТэйр" — Пассажирские авиалинии" Павел Пермяков.
"ЮТэйр" не первая российская авиакомпания, решившая изменить ценовую политику после начала полетов в прошлом году лоукостера "Аэрофлота" "Победы". С 1 декабря 2015 года сходную схему внедрила S7: тарифы отличаются возможностью возврата авиабилета, изменения рейса или даты, нормы бесплатного провоза багажа. В середине декабря аналогичные правила для полетов по России ввели "Уральские авиалинии": "промо", "эконом", "премиум эконом", "бизнес лайт" и "бизнес". В "ЮТэйр" максимально дешевые безбагажные тарифы вводили с конца прошлого года — сначала на четырех направлениях, потом на десяти. Господин Пермяков заметил, что лайт-тарифы действуют на 30 направлениях, это позволяет сохранить загрузку перевозчика на целевом уровне (в марте она составила 68,7%). В противном случае этот показатель мог бы быть ниже на 5 процентных пунктов, добавил он.
Представитель туристического поисковика Aviasales Янис Дзенис говорит, что переход на безбагажные тарифы ведущих авиакомпаний вполне логичен. По его словам, в 2015 году на внутрироссийских направлениях тарифы "Победы" были вдвое дешевле, чем у традиционных перевозчиков, но в предстоящем летнем расписании позиции лоукостера уже не так сильны, отмечает он. Павел Пермяков подчеркнул, что "ЮТэйр" не относит себя к лоукостерам, поскольку работает со всеми сегментами пассажиров и не стремится жестко разделять их на "эконом" или "премиум". Президент компании ""ЮТэйр" — Пассажирские авиалинии" Алексей Будник добавил, что на отдельных направлениях — на Кавказ, в Сибирь — очень востребован бизнес-класс.
"ЮТэйр" в прошлом году смогла выйти из тяжелого положения за счет сокращения рейсов и режима экономии. Общий долг компании на декабрь 2014 года составлял 167,9 млрд руб., в том числе 85,2 млрд руб.— по лизинговым платежам. Но в ноябре 2015 года "ЮТэйр" договорилась с 11 банками-кредиторами о реструктуризации долга на 43 млрд руб. Правительство выделило компании госгарантии в размере 9,4 млрд руб., финансовую поддержку оказали Ханты-Мансийский АО, внесший в уставный капитал "ЮТэйр" 11,5 млрд руб., и Тюменская область (2,5 млрд руб.). За время реструктуризации парк сократился до 65 самолетов, а маршрутная сеть — примерно на 20%. По итогам 2015 года "ЮТэйр" перевезла 8,8 млн пассажиров, на 21% ниже, чем в 2014 году, занятость кресел достигла 78,2%.
В ближайшее время авиакомпания не планирует ни сокращать, ни увеличивать флот, а будет "уплотнять расписание", говорит господин Будник. Кроме того, "ЮТэйр" планирует развивать международную маршрутную сеть, но исключительно в рамках код-шеринговых соглашений. "Прошедшие переговоры с кредиторами позволили спасти компанию от остановки",— напоминает исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев, добавляя, что их благосклонность в дальнейшем зависит от реальной эффективности преобразований в компании. Рассчитывать же на то, что ситуация на российском авиационном рынке кардинально улучшится, пока не приходится, отметил он.