РГГУ опроверг тревожные звонки
Заслуженных профессоров вуза уволили и восстановили
Вчера ректор РГГУ Евгений Ивахненко в беседе с "Ъ" опроверг информацию об увольнении заслуженных профессоров университета. До этого сразу несколько известных преподавателей заявили, что им позвонили из отдела кадров и сообщили о сокращении ставок. Ректор считает, что эти звонки были "кем-то инспирированы", а сами преподаватели уверены, что руководство университета поменяло планы, опасаясь скандала.
Первые сообщения об увольнениях в РГГУ появились в соцсетях в понедельник, 28 марта. "Мне позвонили из отдела кадров РГГУ, сообщили, что не могут связаться с моим отцом, профессором-консультантом Владимиром Дыбо,— рассказала "Ъ" Анна Дыбо, также сотрудник университета.— Беседовавшая со мной женщина сообщила о его увольнении в связи с сокращением должности и попросила в ближайшие дни зайти в отдел, чтобы расписаться в документах". В течение дня подобные звонки получили и другие преподаватели РГГУ. "Мне позвонили из отдела кадров и попросили прийти подписать приказ об увольнении c 1 июня 2016 года,— рассказал "Ъ" театровед Вадим Гаевский, в 1990-х создавший в РГГУ кафедру истории и теории театра и кино.— Я удивился: как же так, у меня дипломница, 12 июня у нее защита. Но девушка, очень смущенная, сказала, что просто передает сообщение о решении руководства университета". "Вот только что мне позвонила Нина Сергеевна Павлова, главный германист нашей страны: ей просто позвонили сегодня утром и сообщили о сокращении,— написала в интернет-сообществе "Преподаватели РГГУ" сотрудница университета Ирина Ершова.— А она, между прочим, читает курс".
К утру вторника стало известно минимум о пяти преподавателях, которым отдел кадров сообщил об увольнении. Все они занимают в вузе должность профессора-консультанта. "Обычно это известный заслуженный ученый, которому в силу возраста трудно читать полный курс лекций,— пояснил "Ъ" доцент кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ Всеволод Лазутин.— Такой профессор читает спецкурс по своим темам, руководит семинарами, готовит дипломников. При этом они получают очень небольшую зарплату". "Это ни в коем случае не свадебные генералы",— подчеркнула доцент кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ Виктория Малкина, перечислив регалии уволенных коллег. Академик РАН Владимир Дыбо — "известнейший лингвист, создатель научной школы". Николай Федоров — "автор всех учебников по латыни, по которым в нашей стране учились последние 50 лет; когда он из МГУ перешел в РГГУ, все говорили, что это огромная честь для нашего вуза". Часть уволенных педагогов работали в вузе с первого дня его основания: Вадим Гаевский, "крупнейший в стране специалист по истории балета, студенты слушают его как завороженные", литературовед Юрий Манн "без преувеличения крупнейший специалист в мире по Гоголю" и Нина Павлова — "крупнейший в России германист, многолетний председатель Российского союза германистов, у нее и сейчас множество дипломников и аспирантов".
Сообщения об увольнении знаковых для университета фигур вызвало возмущение сотрудников РГГУ и других гуманитарных вузов. "Всем им за восемьдесят. Ну это примерно как в целях оптимизации Болонский университет уволил бы покойного Умберто Эко",— заявил выпускник РГГУ литературный критик Лев Оборин. Инициативная группа начала готовить текст петиции к руководству вуза и Минобрнауки, вузовская ячейка профсоюза "Университетская солидарность" запланировала провести в среду акцию протеста. "Очень возмущаются студенты,— рассказала "Ъ" Виктория Малкина.— Они пишут, что это решение обкрадывает их, лишая возможности учиться у тех, ради кого они и поступали".
Администрация вуза прокомментировала скандал только к середине дня вторника: ректор РГГУ Евгений Ивахненко в беседе с "Ъ" категорически опроверг увольнение заслуженных профессоров-консультантов. "Все эти сведения о каком-то увольнении ученых кем-то инспирированы,— заявил он.— У меня не было таких намерений, а без меня такие решения просто не могли быть приняты. Так что кто-то, видимо, просто пустил слух". При этом господин Ивахненко подчеркнул, что "в целом процесс оптимизации в вузе, разумеется, происходит, но в данном случае сведения об увольнениях не соответствуют действительности". Позже представители отдела кадров РГГУ даже опубликовали официальную справку о том, что вопрос об увольнении Юрия Манна, Нины Павловой, Вадима Гаевского и Владимира Дыбо "не обсуждался руководством университета" (про латиниста Николая Федорова в справке не упоминается).
По просьбе "Ъ", Анна Дыбо проверила номер телефона, с которого ей позвонили и сообщили об увольнении отца. Согласно телефонному справочнику РГГУ, этот номер принадлежит университетскому отделу кадров.
"Я думаю, что руководство вуза решило откатить ситуацию обратно, потому что поднялась такая буря,— заявил "Ъ" Вадим Гаевский.— Я ждал увольнения, понимал, сколько нам лет. Если бы ректор нас пригласил, поговорил, мы бы согласились, что пора уходить. Но эта ситуация абсолютно хамская, и я больше не хочу оставаться в таком вузе. Я работаю в РГГУ с первого дня, но того вуза, который создал Юрий Афанасьев, больше нет".