ВТБ сошел с перрона
Площадка для приема бизнес-авиации в районе Пулково-2 осталась без инвестора
Правительству Санкт-Петербурга не удалось договориться со структурами группы ВТБ о финансировании работ по реконструкции перрона N 3 в Пулково стоимостью 2 млрд рублей. Группа не стала вписываться в проект из-за отсутствия экономической схемы возврата инвестиций. По поручению вице-губернатора Игоря Албина транспортный блок правительства намерен обратиться с заявкой на финансирование проекта из федерального бюджета.
В конце прошлого года на одном из совещаний у Игоря Албина чиновники транспортного блока Смольного обсуждали необходимость реконструкции перрона N 3, располагающегося за ныне пустующим терминалом Пулково-2. На тот момент в правительстве надеялись, что за работы возьмется банк ВТБ. Реконструкция площадки необходима из-за высокой степени износа искусственного основания и полного разрушения дренажной системы. Восстановительные работы оцениваются в 2 млрд рублей.
После перевода большинства рейсов в новый терминал основная нагрузка по приему и отправке пассажиров в аэропорту Пулково приходится на перроны N 1 и N 2. Перрон N 3, расположенный за бывшим терминалом Пулково-2, в большей степени задействован как резервная площадка: в период проведения в Санкт-Петербурге крупных мероприятий, в том числе ПМЭФ, он используется для размещения воздушных судов деловой авиации. Площадь перрона — 239,9 тыс. кв. м, он включает 35 мест для воздушных судов.
По данным "Ъ", за четыре месяца, прошедших с прошлого совещания, Смольному не удалось договориться с группой ВТБ об условиях: потенциальному инвестору не была предложена схема по возврату средств, из-за чего организация отказалась входить в проект. "Сразу было очевидно, что они за реконструкцию не возьмутся. Дарить городу деньги на безвозмездной основе сейчас никто не готов", — объясняет решение компании источник в Смольном, знакомый с ситуацией. В комитете по инвестициям говорят, что поручения по разработке финансовой модели в ведомство не поступало.
Информацию о том, что к проекту не будут привлекать инвестора, подтвердили в комитете по транспорту, добавив, что к проекту также не планируется привлекать бюджетное финансирование. В "ВТБ Капитал" от комментариев отказались.
Концессионера аэропорта Пулково — ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, 57,5% акций принадлежит "ВТБ Капитал") привлечь к восстановительным работам также не получится. Перрон N 3 выпадает из концессионной зоны, соответственно, его реконструкция не входит в соглашение о ГЧП. До 2019 года площадка находится в аренде у оператора, ВВСС отвечает только за ее текущее содержание. В Смольном считают, что перрон N 3 нужно реконструировать к 2017 году, когда в Петербурге пройдут матчи Кубка конфедераций, а в следующем, 2018 году, город будет принимать чемпионат мира по футболу. Во время соревнований на перроне собираются размещать самолеты "клиентских групп": чиновников FIFA и их гостей, команд, оргкомитета, партнеров, СМИ.
Как говорят собеседники в Смольном, в отсутствие других источников, вице-губернатор Игорь Албин поручил подготовить заявку на финансирование реконструкции из федерального бюджета.
Генеральный директор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что из-за неопределенности правового статуса перрона N 3 и неготовности города выделять средства резко снижается вероятность успешного привлечения средств федерального бюджета. "Более реалистичным представляется пересмотр правового статуса перрона, чтобы реконструкцию мог осуществить оператор аэропорта", — комментирует эксперт.