Коллекторы взыщут со своих
Банки требуют гарантий отсутствия правонарушений
В условиях растущего негатива по отношению к коллекторам банки начали ужесточать условия при проведении тендеров на обслуживание просрочки. В частности, требовать гарантийное письмо, подтверждающее отсутствие дел об административных правонарушениях по фактам профдеятельности сотрудников агентств, начал Почта-банк. По мнению экспертов, такой подход может стать массовым и затруднить доступ коллекторов к банковским тендерам.
Новое ужесточение требований к коллекторским агентствам появилось в тендерной документации Почта-банка (ранее Лето-банк, переименован в середине марта), размещенной на сайте госзакупок. Тендер объявлен 17 марта, подведение его итогов запланировано на 1 апреля. Банк отбирает коллекторов для работы с долгами физлиц на сумму 15 млрд руб. Согласно документам, для участия в тендере коллекторы должны предоставить гарантийное письмо, что "в отношении участника не возбуждены уголовные дела и дела об административных правонарушениях по фактам нарушений профессиональной деятельности в отношении сотрудников участника".
Участники рынка взыскания указывают, что до этого банки не выставляли условий о необходимости гарантийного письма, подтверждающего отсутствие правонарушений по профпризнаку у сотрудников коллекторских агентств. По словам главы агентства "Активбизнесколлекшн" Дмитрия Теплицкого, "банки проверяли отсутствие уголовных или административных дел в отношении самого коллекторского агентства, однако справки в отношении сотрудников агентства не требовалось". Подтверждают это и крупнейшие банки на рынке розничного кредитования. В частности, в Сбербанке "Ъ" пояснили, что в банке не требуют гарантийные письма, но проверяют репутацию компаний и акционеров при аккредитации.
"Данное требование считаем разумным, и при проведении тендера на услуги коллекторских агентств ВТБ 24 рассмотрит необходимость выставления подобных требований участникам закупки",— отметили в ВТБ 24. В Почта-банке не ответили на запрос "Ъ" о причинах появления этого требования.
Впрочем, они лежат на поверхности. В последние месяцы репутация коллекторов серьезно пострадала на фоне крупных случаев правонарушений, в том числе с применением физической силы, с их стороны. Коллекторы подверглись резкой критике со стороны ЦБ, Генпрокуратуры, депутатов и других органов власти. "В такой ситуации очевидно, что, чтобы снизить репутационные риски, банки предпочитают перестраховываться и вводят новые требования для коллекторов",— отмечает господин Теплицкий. Данное новшество стало еще одним доказательством, что ведущие банки страны стали более ответственно подходить к выбору партнеров, указывает президент "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева.
Впрочем, вполне объяснимое новое требование может существенно осложнить сотрудничество коллекторов с банками. В неофициальной беседе участники рынка признают, что при большой численности сотрудников гарантировать отсутствие административных правонарушений у каждого из них во всех филиалах затруднительно. Впрочем, выход из ситуации есть. По словам главы компании "Быстрые судебные решения" Александра Федорова, коллекторские агентства, в особенности крупные игроки, в случае если в отношении какого-либо сотрудника возбуждается уголовное или административное производство, стараются урегулировать дело мирным путем, а самого сотрудника увольняют задним числом. Таким образом, на момент совершения правонарушения человек уже вроде бы и не являлся сотрудником агентства, поясняет господин Федоров. "Впрочем, на фоне усиления внимания к деятельности взыскателей со стороны правоохранителей вероятность выявления разного рода нарушений среди коллекторов возрастает, и не исключено, что из-за этого ряд коллекторских агентств могут потерять доступ к участию в крупных тендерах",— резюмирует он.