«С точки зрения будущего в дешевой нефти есть и плохие новости для отрасли»

Во вторник котировки нефти Brent упали более чем на 1% — до $39,83 за баррель. Впервые за неделю ее цена оказалась ниже отметки в $40. Аналитики считают, что падение происходит на фоне ожидания инвесторов данных по запасам топлива на американском рынке. Нынешняя динамика мировых цен на нефть открывает перед мировой энергетической отраслью новые перспективы, отметил директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Цены на нефть не оставляют нас в покое. Причем это не только вопрос о размере дыр в нашем бюджете. Скажем, весьма интересно, как нынешние цены повлияют на среднесрочные перспективы мировой энергетики. Тут для нефтяной отрасли нет худа без добра. Скажем, атака со стороны возобновляемой энергетики если не выдыхается, то уж точно испытывает серьезные трудности. Несмотря на снижение себестоимости, она все равно остается достаточно дорогой. А дешевеющие нефть и газ вновь получают конкурентное преимущество. Зеленой энергетике всегда нужно было дополнительное оправдание. В таком качестве в Европе долго и довольно умело использовался страх перед экспортерами. Идея проста: углеводороды дорогие, своего производства не хватает, так что чем платить русским да арабам, давайте лучше переплачивать своим производителям альтернативной энергии. Но если нефть и газ будут дешевыми — чего их боятся? Особенно если веришь в поставки углеводородов из США.

Однако с точки зрения будущего в дешевой нефти есть и плохие новости для отрасли. Логика проста. Если прибыль падает, то и она будет экономить на будущем. Прежде всего, на разведке новых запасов. The Wall Street Journal посчитал, что в 2015 году крупнейшие западные энергетические компании суммарно восполнили доказанные резервы нефти и газа только на 75% от уровня добычи. Неудивительно, если в отрасли было закрыто проектов почти на $300 млрд.

Вот и для нас, получается, не так все шоколадно. Недавно министр природных ресурсов сказал, что нефти нам хватит на 28 лет. Тут нет ничего шокирующего — берем текущий уровень запасов и делим на годовую добычу. Но надо понимать, что запасы не являются константой. И они постоянно меняются. И по итогам 2015 года, кстати, у нас дела получше, чем у конкурентов. Разведанные запасы нефти увеличились в РФ на 730 млн тонн при добыче в 534 млн тонн. Хотя тоже понятно, что при нынешней налоговой политике под нож прежде всего пойдет как раз геологоразведка.

Однако не забывайте, что на запасы сильно влияют цены. Чем выше цена, тем больше вероятность поставить новую нефть на баланс. Так произошло со сланцевой нефтью, которая, скажем, привела к резкому росту запасов в Северной Америке. У нас тоже есть серьезный расчет на трудноизвлекаемые запасы Западной Сибири. Кстати, в этом году будет запущена их новая классификация. Да, конечно, тут тоже можно сказать, что при низких нефтяных ценах разработка ТРИЗов не будет иметь смысла. Это верно.

Но если верить рыночной теории, будет происходить следующее. При низких ценах будет падать добыча, в итоге цены будут расти — и новые запасы начнут ставиться на баланс. А потом и вовлекаться в разработку. Так ведь тогда и зеленой энергетике будет легче дышаться, скажете вы. Это верно. Гонка продолжится. При этом понятно, что углеводороды не закроют все зеленые проекты. Вопрос в другом. Новые запасы нефти и газа в мире есть, по мере роста цен они все равно будут разведываться, продлевая век углеводородам. Которые, как ни крути, хоронить рано.

Вся лента