Молдавское вино разделило граждан страны

Маркетинговый ход винодельческой компании спровоцировал политический скандал

В Молдавии скандалом обернулся маркетинговый ход винодельческой компании Purcari, приурочившей выпуск нового вина «Берега Прута» к 27 марта — дню, когда унионисты отмечают годовщину присоединения Бессарабии к Румынии в 1918 году. Противники объединения с Румынией стали призывать к бойкоту продукции компании, а сторонники унионизма, напротив, хвалят производителя за идею. На новый уровень дискуссию вывел советник главы Минздрава страны Драгош Галбур, написавший на своей странице в Facebook, что пуркарское вино «для особых людей, а не для всякого Ивана».

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Вино «Берега Прута» Purcari представила 27 марта, когда сторонники объединения с Румынией отмечали в Кишиневе 98-ю годовщину решения регионального парламента Сфатул-цэрий о вхождении Бессарабии в состав Королевства Румыния.

«Спустя 98 лет после объединения Бессарабии и Румынии Purcari напоминает о значении этого исторического события, которым отмечены наши судьбы. Чтобы объединить вчерашние, сегодняшние и завтрашние идеалы, зайдите на сайт malurideprut.md и отправьте сообщение на другой берег Прута»,— говорилось в сообщении компании на ее странице в Facebook.

На официальном сайте сообщение было следующим: «Винодельческое предприятие Purcari предлагает вместе с вами объединить берега Прута. Один народ, один язык, одна страна, одно вино».

В снятом компанией ролике были показаны расположенные по обе стороны Прута украинские, молдавские и румынские города Черновцы, Кишинев, Яссы, Алба-Юлия.

Маркетинговый ход компании спровоцировал бурное обсуждение в соцсетях. Противники идеи объединения с Румынией стали критиковать Purcari и призывать к бойкоту ее продукции.

«Пожалуй, я присоединюсь (к бойкоту.— “Ъ”)»,— написала на своей странице в Facebook молдавская телеведущая Мария Левченко, отметив, что выбор есть всегда.

Те, кто разделяет идеи унионизма, стали, наоборот, хвалить производителя за внимание к важным историческим событиям.

Два дня спустя компания не только сообщила прессе, что ничего политического или геополитического не имела в виду, выпуская новое вино, но и изменила текст рекламного сообщения на своем сайте. Фразу об «одном народе, одном языке, одной стране, одном вине» заменили предложением о том, что вино «Берега Прута» — это «манифест в пользу большего объединения людей в мире, в котором все больше доминируют отчуждение, конфликты и поляризация».

«Не было никакой привязки ко дню объединения, мы объединили лишь два сорта винограда. Мы не занимаемся политикой, мы заняты поиском купажей. Сожалеем, что так получилось, но каких-либо привязок к дате нет»,— заявил прессе глава маркетингового отдела Purcari Сорин Баланел.

Он уточнил, что название связано с сортами винограда фетяскэ нягрэ и рара нягрэ, из которых состоит купаж. «Сорт фетяска нягрэ растет и у нас, но больше — в Румынии. Зато в Молдове есть рара нягрэ — сорт, который в Румынии не развит. Мы остановились на таком названии, поскольку один виноградник растет на одном берегу, а другой — на другом»,— пояснил господин Баланел.

Однако замять скандал, который зажил своей жизнью в соцсетях, это не помогло. «Любители водки и украинского пива заявляют, что будут бойкотировать Purcari, поскольку они выпустили унионистское вино “Берега Прута”. Ну и что? Говоря статистически, Purcari потеряет, может быть, максимум 50 потенциальных покупателей, а выиграют тысячи. Десятки тысяч. В каком-то смысле те, кто говорит о бойкоте, делают хорошее дело. Потому что Purcari — это вино для особых людей, а не для всякого Ивана»,— написал на своей странице в Facebook советник главы Минздрава Молдавии Драгош Галбур.

В ответ на высказывание чиновника русскоязычные пользователи Facebook стали постить коллаж Je suis Ivan.

Правительство Молдавии на высказывание чиновника пока не отреагировало.

Владимир Соловьев, Кишинев

Вся лента