«Конкуренции на региональном рынке edutainment в ближайшее время не будет»
Актуальное мнение
Торгово-развлекательные комплексы сегодня позиционируются в том числе как места семейного отдыха. Почему участники рынка коммерческой недвижимости заинтересованы в наличии операторов детско-семейного досуга, выгодно ли вкладывать деньги в детские образовательно-развлекательные центры, могут ли появиться в регионах собственные проекты в формате edutainment, „Ъ“ рассказал генеральный директор проекта «Кидбург» Максимилиан Пивоваров.
— Аналитики говорят об устойчивой тенденции размещения детских развлекательных центров, вслед за кинотеатрами, в ТРК. Насколько такой формат — edutainment в ТРК — интересен с точки зрения бизнеса?
— Прежде всего, эта тенденция продиктована конъюнктурой. Такие проекты, как «Кидбург» или музей занимательной науки, совершенно самостоятельны, они могут существовать и без ТРК. Например, на Западе есть примеры, когда для таких проектов специально строится отдельное здание, которое впоследствии само по себе становится достопримечательностью города или страны. Например, проект «Юнибакен» на родине Астрид Линдгрен.
Дислокация проектов формата edutainment именно в ТРК в данный момент интересна, прежде всего, с точки зрения развития бизнеса. Акцент, связанный с развлечениями, у потребителей сместился в сторону ТРК. Торговые комплексы связываются с полноценным семейным досугом. Таким образом, в ТРК уже обеспечен высокий спрос на такие услуги, есть потенциальные клиенты.
Еще одно преимущество для бизнеса заключается в простоте выхода на рынок. ТРК уже имеет помещения, где соблюдены необходимые требования безопасности, пожарной сигнализации, эвакуации.
Наконец, ТРК обеспечивает проекту удобную локацию, наличие парковок и др. Например, в любом крупном центре есть заведения общественного питания. Все это дает возможность существенно снизить инвестиции, необходимые для запуска проекта в сегменте edutainment.
Для самого ТРК также есть очевидные плюсы привлечения таких проектов на свою площадку: это возможность дополнительно заинтересовать семейную аудиторию и, следовательно, увеличить посещаемость всего объекта.
— В чем отличие формата edutainment от существовавших ранее форматов детских образовательно-развлекательных проектов? Есть ли особенности, по сравнению с аналогичными проектами за рубежом, и какие именно?
— Как известно, все новое — хорошо забытое старое. Само слово edutainment состоит из двух частей: education (образование) и entertainment (развлечение). То есть задача — учить и воспитывать детей, делая процесс максимально интересным. В XVII веке эту идею высказал и даже реализовал Ян Амос Коменский. Внешкольное образование в сочетании с воспитанием и организацией досуга было развито и в Советском Союзе — различные секции, кружки по интересам и т. д.
Инновационной идеей нашего бизнес-проекта является то, что мы предлагаем формат, связанный с развитием базовых навыков ребенка. Например, в городе профессий мы развиваем умение ребенка принимать решения, действовать самостоятельно, делать собственный выбор и нести за него ответственность. Все это базовые компетенции, которые нужны каждому человеку. И еще: мы предлагаем такой формат, в котором дети могут заниматься одновременно с родителями. Это ключевые отличия центров edutainment от других детских образовательно-развлекательных центров.
Если говорить об особенностях, то они есть у каждого центра — и за рубежом, и в России. Когда мы только разрабатывали идею проекта, мы внимательно изучили зарубежные аналоги, их методологию. И поняли, что нужно все-таки не слепо копировать зарубежный опыт, а разрабатывать свои уникальные подходы и принципы. Потому что успех таких проектов зависит прежде всего от того, насколько точно вы поняли запросы именно вашей аудитории.
— Даже учитывая снижение издержек за счет дислокации в ТРК, такие проекты все равно требуют немалых вложений. Насколько они рентабельны?
— Для обеспечения рентабельности, во-первых, нужен стабильный спрос. И он есть, даже несмотря на кризис. Тематические парки формата edutainment сейчас очень востребованы. Но кроме этого рентабельность зависит от особенностей конкретного проекта: объема инвестиций, жизнеспособности идеи. Затраты окупятся, если компания будет вкладывать средства в те услуги и развлечения, которые сможет по достоинству оценить именно детская аудитория.
Например, можно потратить огромные средства на интерьерные изыски, но дети их вряд ли оценят. Действующие модели и роботы — тоже дорогое и на первый взгляд интересное удовольствие, но окупаемость будет зависеть от того, как они будут интегрированы в вашу идею. Для детей важна атмосфера, которую вы создаете. А родители будут судить о проекте в первую очередь по степени удовлетворенности детей. И если вы инвестировали в то, что работает на атмосферу, способствует росту интереса детей, то вашу идею можно будет монетизировать.
Недавно мы начали продавать франшизу, и наше предложение не из дешевых. Поэтому для наших партнеров покупка франшизы должна быть очень хорошо просчитанным, обдуманным и взвешенным шагом. Тем не менее наши франчайзи и в Ярославле, и в Воронеже очень хорошо развиваются. Могу сказать, что результаты их работы оказались на уровне не ниже наших ожиданий.
Есть и еще один нюанс: такие проекты будут успешно развиваться только в крупных городах. Например, экономику такого центра в городе с населением менее 500 тыс. жителей мы рассматривать не будем. Хотя с социальной точки зрения такие проекты в небольших населенных пунктах действительно необходимы.
— Но бизнес не готов брать на себя социальную функцию?
— Все, что касается образования, развития детей,— это, прежде всего, зона ответственности государства. Государству важно выстроить систему образования таким образом, чтобы на выходе получить людей, которые эффективно работают по своей профессии. К сожалению, пока это получается не очень хорошо: у нас по статистике образование и профессия часто бывают не связаны.
И хотя мы не ставим себе целью полностью заменить государственные институты в этом процессе, наши проекты по сути компенсируют некоторые моменты, которых нет в образовательной системе. Например, тот же вопрос профориентации. У нас зачастую уже сформировавшиеся личности, выпускники школ не могут выбрать профессию, которой они будут заниматься на протяжении всей жизни. Такому выбору никто и нигде не учит, а в «Кидбурге» ребенок или подросток сможет получить начальные представления о той или иной профессии и хотя бы приблизительно решить для себя, насколько она ему подходит.
— Есть ли различия в развитии edutainment-бизнеса, связанные с региональной спецификой?
— Первый «Кидбург» появился в Санкт-Петербурге в 2011 году. Второй — в 2012-м в Ростове-на-Дону. На Юге доля детей среди населения выше, чем в других регионах России. Однако минусом Юга является уровень доходов, платежеспособный спрос здесь ниже, чем в других субъектах РФ.
Кроме того, на Юге очень хороший климат, поэтому досуг ребенка чаще связан с пребыванием на свежем воздухе, во дворе. Сравните, например, с Новосибирском, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, где и уплотнительная городская застройка, и климат не способствуют долгим прогулкам. Поэтому развиваться в северных регионах проще: «дворовая» культура уходит, семьи предпочитают проводить свой досуг в ТРК, спортивных центрах и т. д., климат этому только способствует, при этом уровень доходов населения в среднем выше.
— Насколько велика конкуренция в вашем сегменте? Можно ли предположить, что в перспективе она будет расти за счет региональных игроков, выходящих на этот рынок?
— О конкуренции сегодня говорить преждевременно: рынок совершенно далек от насыщения. На юге России, например, есть только наш проект в Ростове и проект Minopolis в Краснодаре. Поэтому пока конкурировать мы можем только сами с собой, ведь чтобы удержать нашего специфического клиента, необходимо постоянно придумывать что-то новое, оставаться интересными.
Более того, появление конкурентов мы отчасти приветствуем, так как любой новый игрок будет для нас союзником в развитии потребительской культуры. Каждый проект формата edutainment будет работать только на популяризацию направления.
Впрочем, я уверен, что много новых игроков на этом поле в ближайшее время не появится, тем более на региональном уровне. Проект центра формата edutainment очень дорогой. Порядок цифр здесь — десятки миллионов рублей. Помимо строительства или аренды площадки, покупки оборудования, нужны особые кадры, которые сегодня нигде не готовят. Их необходимо обучать самостоятельно, а это, безусловно, влечет за собой дополнительные затраты. Поэтому на региональном уровне с нуля такой проект будет просто неподъемным.