«У многих складывается впечатление, что мы только должны давать деньги»
Сокращения работников на крупных предприятиях подталкивают жителей Новосибирска и области к поиску новых форм трудоустройства: городские власти отмечают рост числа индивидуальных предпринимателей. О том, какие сферы экономики развиваются за счет небольших предприятий и на какую поддержку со стороны государства они могут рассчитывать в условиях кризиса, рассказал председатель комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска Максим Останин.
— Как вы оцениваете положение дел в малом и среднем бизнесе в Новосибирске?
— Стоит в целом отметить сложную экономическую ситуацию в стране, на которую все реагируют по-разному. Если проанализировать последние пять лет, то 2011–2013 годы — это период, когда количество малых и средних предприятий в Новосибирске было около 95 тыс., в 2014-м — уже 109 тыс. Прирост — 13%. Основной прирост показали микропредприятия с численностью от 1 до 15 человек, порядка 12 тыс. В среднем бизнесе в Новосибирске работает более 300 предприятий, остальные — в малом. Итоги 2015 года скоро будут подсчитаны, но уже можно сказать, что в первом полугодии заметен прирост количества индивидуальных предпринимателей. По мнению разных экспертов, это связано с тем, что на предприятиях идут сокращения, соответственно люди начинают заниматься собственным бизнесом — регистрируют ИП.
— То есть малый бизнес в условиях кризиса обеспечивает занятость горожан?
— Да, малый бизнес в Новосибирске стоит рассматривать не только с точки зрения пополнения налоговой базы — это и так понятно, — но и с точки зрения занятости населения. На сегодняшний момент около 300 тыс. человек задействованы в малом бизнесе — 40% от общего числа трудоспособного населения Новосибирска. По сути, малый бизнес играет действительно важную роль в развитии экономики.
— В каких отраслях экономики сосредоточен малый и средний бизнес?
— Первое направление — это торговля, сервис, оказание услуг; второе — все, что касается операций с недвижимостью и земельных вопросов; третье — обрабатывающее производство. Это три кита, на которых держится преимущественно малый бизнес. К среднему эта статистика тоже относится, но в нем больше представителей именно производственного сектора.
— Насколько корректно мнение о том, что предприятия малого и среднего бизнеса во многом работают в теневом секторе экономики?
— Я считаю, что малый бизнес — не теневой сектор. Даже если посмотреть на те цифры, о которых я сказал: предприниматели финансово активны, создают новые рабочие места, но и есть свои нюансы.
— Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Новосибирске есть?
— Перспективы есть: сложившаяся экономическая ситуация для одних предпринимателей — это убытки и все, что с ними связано, для вторых — оптимизация, а для третьих — возможность выйти на новые рынки, попробовать другие форматы. Ко мне часто обращаются представители компаний, которые рады этим кризисным моментам как раз из-за возможности оптимизировать свое производство. Они стали больше внимания уделять автоматизации, потому что зачем держать 20 человек, когда можно приобрести оборудование и обучить одного. Конечно, есть и противоположные ситуации: приходят предприниматели, у которых огромное количество кредитов, залоговых обязательств. Это те реалии, в которых работаем.
— С какими проблемами предприниматели сталкиваются чаще?
— Каждый год список проблем меняется. Я сторонник различных исследований. Например, по данным организации «Опора России», в 2012 году ключевыми проблемами малого бизнеса были: на первом месте — кадры, на втором — все, что связано с налогами и администрированием, на третьем — финансовые трудности. Исследования, проведенные нашим комитетом в 2013 году, показывают, что перечисленные общероссийские тенденции сохранились, а в 2014 и первом полугодии 2015 года картина изменилась: лидировать стала проблема доступности финансовых ресурсов, далее — дешевой аренды и проблема наличия квалифицированных сотрудников, подготовки кадров.
— Чем сегодня власть может помочь бизнесу?
— Наша поддержка больше направлена на создание коммуникационных форматов, где предприниматель мог бы решить свою проблему, найдя конкретного чиновника, контакт с другим предпринимателем. В целом деятельность можно разделить на пять направлений. Первое — финансовая поддержка. В формате гранта для начинающих предпринимателей мы занимаемся возмещением субсидий: они должны сначала понести какие-то затраты. Например, в 2014 году было около 60 заявок, а в 2015-м — 270, из них 20 и 107 соответственно получили государственную поддержку. Это говорит о доверии со стороны предпринимателей. Вопреки бытующему мнению о том, что «гранты одним и тем же раздаем», конкурсная процедура сделана так, что одна компания может получить грант только один раз в своей жизни. В прошлом максимальная сумма равнялась 300 тыс. руб., а в конце 2015 года увеличилась до 500 тыс. руб. Мы субсидируем все вопросы, связанные с компенсацией кредитных платежей, лизинговых, участие в ярмарках, пополнение оборотных средств.
Второе и третье направления — имущественная и образовательная поддержка предпринимателей. Помимо работы традиционного фонда муниципального имущества в межведомственном формате, который на льготных условиях предоставляет помещения, существуют два бизнес-инкубатора. В первом находятся 20 компаний-резидентов, которые преимущественно занимаются сферой торговли, услуг и так далее. В 2015 году в Новосибирске впервые появился бизнес-инкубатор производственного формата (более 4,5 тыс. кв. м), в котором присутствует несколько десятков компаний, работает около 100 человек.
Больше всего спросом пользуется образовательная поддержка: на площадке нашего комитета по итогам 2015 года было проведено 105 семинаров. Например, меняется законодательство — мы проводим разъяснительную работу. Сейчас помимо этого формата мы решили запустить новый проект для стартапов — «Бизнес-драйв»: мы отбираем предпринимателей (из 400 человек — 120) и сопровождаем их от идеи до конкретного бизнеса. Из 120 участников 80 открыли свой бизнес, по итогам двух месяцев работы их компаний оборот составил 300–500 тыс. руб.
Четвертое направление нашей работы — событийное: организуем различные площадки, форумы, для того чтобы бизнес мог видеть на них как минимум партнеров, как максимум конкурентов, имел возможность доступа ко всем чиновникам, которые, по их мнению, бывают порой недоступны. Появился форум малого бизнеса с брендом «Сделано в Новосибирске», его мы делаем совместно со Сбербанком. Для начинающих предпринимателей у нас есть такой формат, как конгресс «Молодые миллионеры Сибири», который мы проводим совместно с Альфа-Банком. Есть также коммуникационные форматы — бизнес-завтраки и ужины, на которые в качестве спикеров мы приглашаем успешных предпринимателей.
Пятое направление деятельности комитета связано с популяризацией предпринимательства. В информационном плане мы делаем большую ставку на популярные социальные сети, они эффективны. В продвижении предпринимательства также используем различные бизнес-миссии. В прошлом году, например, отправляли делегацию в Китай, сейчас в Монголию собираемся ехать, поскольку там есть определенные партнерские отношения.
— С чем чаще бизнес приходит к власти, на какую помощь он рассчитывает?
— С абсолютно разноплановыми вопросами. Во-первых, приходят, когда сталкиваются с проблемами взаимодействия с разрешительными и надзорными организациями. Во-вторых, когда нет понимания каких-то юридических основ, например изменилось земельное, налоговое законодательство. В-третьих — когда нужна финансовая поддержка. У многих складывается впечатление, что мы только должны давать деньги, но этот вид поддержки не является ключевым. Главное — создание комфортной среды для предпринимателей, в которую должна входить финансовая поддержка. Еще обращаются с вопросами, связанными с государственным заказом. Порой к нам приходят предприниматели, готовые инвестировать сами, и они ищут такие проекты. На основании этих обращений мы и стараемся реализовывать нашу муниципальную политику в отношении поддержки предпринимателей. Кстати, консультацию можно получить не только в самом комитете, но и в информационно-консультационных пунктах для предпринимателей, которые работают на площадках районных администраций.