УСПЕХ — ОТЛИЧНАЯ ВЕЩЬ
МАКСИМИЛИАН БЮССЕР, MB&F
Максимилиан Бюссер, создатель маленькой независимой, но очень известной марки MB&F — Maximilian Busser & Friends, "Бюссер и друзья",— мастер сотрудничества. Он умеет находить партнеров для своих "машин времени". На сей раз он рассказал о сотрудничестве с канадским дизайнером Джеймсом Томпсоном и о том, как прошли десять лет независимости.
— "Бюссер и друзья" существуют уже десять лет. Что изменилось с того момента, как вы создали собственную марку?
— С одной стороны, я, конечно, стал мудрее. С другой — еще более сумасшедшим, чем был тогда. Когда падаешь так часто, как падали мы, привыкаешь подниматься и идти дальше. Я несколько раз был на грани разорения, я помню все эти ужасные моменты в 2007, 2009 и 2012-м. Может быть, я не научился как следует решать проблемы, но уже умею их предвидеть.
— Каковы главные проблемы, с которыми вы столкнулись?
— Постоянный недостаток оборотных средств. Очень много уходит в разработку и производство, а потом надо ждать, когда появятся клиенты, когда они купят часы и когда продавцы соблаговолят наконец перечислить нам деньги. Мы не потратили ни копейки на рекламу, это сэкономило нам деньги, но ограничило нашу известность. Сейчас ведь как — если ты не покупаешь рекламные полосы, никто о тебе не знает. Раньше рекламой занимались продавцы, они и решали, о ком говорить. Сейчас выбирают большие марки и большие группы, только они у всех на слуху.
— Что вы этому противопоставили?
— Вот уже три года, как мы искусственно ограничили свой рост и по-прежнему производим не более 280 часов в год. У нас маленькая команда, и мы разрабатываем от одного до двух новых калибров, то есть одну-две модели в год. Я считаю, этого достаточно. Есть теперь проекты, которые мы выполняем для других, чего мы давно не делали. Мы по-прежнему работаем с Reuge и с L'Epee 1839. К тому же есть наша M.A.D.Gallery в Женеве.
— Как, интересно, вы все это успеваете?
— У меня хорошие друзья, которые оставляют мне время для творчества. Десять лет назад я занимался всем на свете — от продукции до рекламы. Теперь я могу всецело сконцентрироваться на часах.
— Значит, проблемы не испортили вам жизнь. А успех?
— Успех — отличная вещь. Рекомендую всем. В 2014 году нам было очень сложно, но уже в 2015-м мы продали все и остались при этом с полным портфелем заказов. Я наконец смог подчистить все хвосты. У нас была 41 точка продажи, мы урезали 12, сейчас сократим еще 5 и сконцентрируемся на тех, кто давно работает с нами и понимает, что мы делаем и чего мы хотим.
— А если говорить о ваших базельских коллекциях? Вы решили пролить свет на свои часовые машины?
— Вот именно! Мы представляем Starfleet Machine и Horological Machine No.5 "On the Road Again", сделанные в сотрудничестве с канадским художником и дизайнером Джеймсом Томпсоном. Он знаменитый мастер, который работает со всем, что светится. У нас, часовщиков, не так-то много вариантов — разве что состав "суперлюминова", которым покрывают метки часов и стрелки. Вместе с Джеймсом мы смогли "осветить" несколько наших моделей.
— Мы говорим о Baselworld, но в этом году вы были и в гостях у конкурентов на SIHH. Если вы не собирались отказываться от мартовского Базеля, зачем вы поехали в январе в Женеву?
— Потому что, когда глава SIHH Фабьен Люпо вас зовет и говорит: "Макс, приходи!", надо быть дураком, чтобы не откликнуться. Когда вам настолько облегчают жизнь, нельзя просто отказаться.
— Сколько стоило это приглашение?
— Огромный бюджет. И конечно, мы не продали ни одних часов на SIHH, но выигрыш в другом. Салон подносит вам журналистов на блюдечке с голубой каемочкой, и это очень важно. Здесь, в Базеле, в основном встречи с поставщиками и покупателями, а в Женеве есть время поговорить о состоянии мысли и духа. Выбрать не так-то просто. Похоже, мы единственная независимая марка, которая и в 2017 году намерена посетить оба часовых форума.
— То есть от Базеля вы отказываться не намерены?
— В Женеве мы представляем новшества первого семестра. В Базеле — второго. И это хорошо. Я очень злюсь на своих друзей потому, что они не возвращаются в Базель. Я им говорю: "Базель неминуем! Это все поставщики мира. Всего в двух часах пути от вас. Что вы будете делать в следующем году? Сидеть за вашим компьютером и ворчать: "Не хочу в Базель, туда едут все"? Сделайте же хотя бы маленький стенд". Но начинаешь себя уважать. Мы-то занимаемся всем этим не как бизнесмены или рекламщики, а как воины!