Расщепление ядерного саммита
Глобальный форум в США пройдет без участия России
В Вашингтоне сегодня откроется саммит по ядерной безопасности, в котором примут участие мировые лидеры и политики из более чем 50 государств. Цель форума — объединить усилия мирового сообщества по борьбе с угрозой ядерного терроризма и распространения ядерных материалов. В этот раз конференция, проходящая под патронажем президента США Барака Обамы, будет недостаточно представительной. От участия в ней отказалась Россия — из-за "дефицита взаимодействия" по этой тематике с Вашингтоном. По мнению опрошенных "Ъ" экспертов, решение Москвы свидетельствует о преждевременности надежд на оттепель в отношениях двух стран, возникших после последнего визита в РФ госсекретаря Джона Керри.
Вашингтонский саммит по физической ядерной безопасности, который продлится до 1 апреля, собрал лидеров как ядерных, так и безъядерных государств Запада и Востока, а также глав международных организаций, осуществляющих контроль над распространением ядерных материалов. Среди участников форума помимо президента Обамы — британский премьер Дэвид Кэмерон, президент Франции Франсуа Олланд, председатель КНР Си Цзиньпин, представляющие "большую пятерку" государств--старожилов ядерного клуба.
Несмотря на присутствие многих лидеров, четвертый по счету ядерный саммит, проводящийся с 2010 года по инициативе Барака Обамы, будет недостаточно представительным. В этом году он впервые пройдет без ключевого игрока — России (единственного государства, имеющего ядерный потенциал, сопоставимый с потенциалом США). Как пояснил пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков, неучастие Москвы вызвано "дефицитом взаимодействия в ходе предварительной проработки вопросов и тематики саммита" (подробное объяснение позиции Москвы см. в интервью с директором департамента МИД РФ Михаилом Ульяновым на этой странице). В Вашингтоне уже выразили сожаление в связи неучастием Москвы, которое заместитель советника президента США Бен Родс назвал "самоизоляцией".
С инициативой проведения регулярных международных саммитов по ядерной безопасности, призванных выработать новую глобальную стратегию по противодействию распространению ядерных материалов, президент Обама выступил после присуждения ему в 2009 году Нобелевской премии мира. В своей Пражской речи, произнесенной в апреле 2010 года, он призвал освободить мир от ядерного оружия. В том же месяце в Вашингтоне прошел первый ядерный саммит, после которого состоялись еще два форума — в 2012 году в Сеуле (в нем принял участие президент Дмитрий Медведев) и в 2014 году в Гааге (на нем делегацию РФ возглавлял глава МИДа Сергей Лавров). Саммит 2014 года, проходивший на фоне событий в Крыму, оказался скандальным. Выйдя далеко за рамки ядерной повестки, западные лидеры тогда призвали исключить Россию из G8.
Опрошенные "Ъ" эксперты считают решение российского руководства пропустить форум в Вашингтоне — последний перед сменой администрации в Белом доме — проявлением сохраняющихся серьезных проблем в отношениях РФ и США. "Угроза распространения ядерных материалов и ядерного терроризма возникла еще до прихода к власти Барака Обамы и предпринятой им попытки поднять решение этой проблемы на более высокий международный уровень. Барак Обама опирался на опыт сторонников ядерного нераспространения, пользовавшихся немалым влиянием в предыдущей демократической администрации президента Клинтона",— пояснил "Ъ" смысл инициативы президента Обамы Сергей Бацанов, глава женевского бюро Пагуошского движения ученых за предотвращение войны и ограничение вооружений. По мнению эксперта, хотя за время своего правления Барак Обама так и не смог добиться ратификации в Конгрессе США подписанного в 1996 году Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, он может занести в свой актив решение проблем иранского высокообогащенного урана. "Что касается неучастия Москвы в нынешнем форуме, то это решение вызвано двумя причинами: подготовка к нему шла в значительной степени без российского участия, кроме того, сказался негативный опыт предыдущего саммита в Гааге, на котором больше говорили об Украине, чем о ядерной безопасности",— говорит Сергей Бацанов.
С ним согласен президент Института стратегических исследований Александр Коновалов. "Все это можно определить одним термином — отсутствие доверия. Мы разрываемся между двумя полюсами: с одной стороны, начинаем сотрудничать с Вашингтоном по Сирии, с другой — готовы напомнить о своей способности превратить США в радиоактивный пепел. При этом механизм российско-американского сотрудничества в области обеспечения ядерной безопасности сломался, что служит индикатором общего неудовлетворительного состояния двусторонних отношений",— заявил "Ъ" господин Коновалов.
"Отказ Москвы от участия в форуме доказывает: наметившееся потепление в отношениях США и России, о котором заговорили после недавнего визита в Москву госсекретаря США Джона Керри, может привести к заметным переменам еще нескоро",— резюмирует завсектором военно-политического анализа ИМЭМО РАН Сергей Ознобищев.