Шереметьево без рельсов не летает
Для развития аэропорту нужна новая железная дорога
Государство не нашло средств ни в бюджете, ни в Фонде национального благосостояния (ФНБ) на строительство новых железнодорожных веток к московским аэропортам: им предложено до 2018 года обойтись существующей инфраструктурой. Этим недовольны в Шереметьево: там считают, что нужна новая дорога к строящемуся северному терминалу на 15 млн пассажиров. Но после появления нового шоссе до Шереметьево загрузка аэроэкспрессов в южную зону аэропорта в 2015 году уже упала почти на треть, и, по данным "Ъ", в правительстве пока ждут от аэропорта обоснования необходимости в железной дороге.
Проекты развития железнодорожной инфраструктуры к московским аэропортам заморожены на неопределенный срок — до решения об источниках финансирования, сообщил вчера глава управления ГЧП и инвестпроектов АНО "Дирекция московского транспортного узла" Евгений Глумов (цитаты по "Интерфаксу"). По его словам, "предполагалось увеличивать частоту движения аэроэкспрессов в три аэропорта Москвы с учетом роста пассажиропотока, но для этого требовались многомиллиардные инвестиции". В АНО считают, что до 2018 года транспортная доступность аэропортов обеспечена. Но, по словам господина Глумова, "Шереметьево настаивает, что "железка" нужна". "Мы две недели назад запросили у них обоснование позиции",— добавил он.
Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, пояснил, что ОАО РЖД подавало заявку на финансирование всех трех проектов в полном объеме на 158 млрд руб. Из них 58 млрд руб. требовались Шереметьево, 31 млрд руб.— Домодедово и почти 70 млрд руб.— Внуково. Но, по его словам, заявка не соответствовала условиям предоставления средств ФНБ — до 40% средств фонда в бюджете проекта. "Минтранс ее не поддержал",— сообщил собеседник "Ъ". В Минтрансе на запросы "Ъ" не ответили. В Минэкономики подтвердили, что лимит на проекты, претендующие на деньги ФНБ, исчерпан. Министерство анализировало предложения по развитию инфраструктуры и сочло, что экономически более эффективно закупить двухэтажные вагоны для аэроэкспрессов.
В сентябре 2013 года "ТПС Авиа" Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько выиграла конкурс по развитию северной зоны Шереметьево (бывшее Шереметьево-1 и соседние терминалы). Компания вложит $840 млн собственных средств в новый терминал B на 15 млн пассажиров, грузовой терминал, третий топливно-заправочный комплекс (вместе с ЛУКОЙЛом) и тоннель, который соединит северную и южную зоны. Проекты планируется реализовать к чемпионату мира по футболу 2018 года.
В Шереметьево "Ъ" сообщили, что окончательное решение по проекту еще не принято, но он "запланирован в ФЦП", и подведение железной дороги к северному терминалу "необходимо в связи с высокой потребностью доставки пассажиров именно этим видом транспорта": ею воспользуются не менее 25% пассажиров терминала. В Шереметьево заверяют, что нынешняя загрузка южного терминального комплекса превышает 80%. Источник "Ъ" в одном из профильных ведомств поясняет, что аэропорт сейчас должен обосновать необходимость подведения дороги, то есть четко просчитать прогноз пассажиропотока и указать, когда именно возникнет потребность в дополнительной ветке.
В 2015 году пассажиропоток аэроэкспрессов упал на 20% — до 13 млн человек (рост был только во Внуково — на 8%, до 2,8 млн человек). Заметнее всего упали перевозки в Шереметьево — на 31%, до 4,4 млн человек, из-за роста средней скорости движения по Ленинградскому шоссе и пуска новой трассы М11 в бесплатном режиме. Наиболее востребованным было направление на Домодедово (5,8 млн пассажиров, несмотря на спад на 23,6%), основная причина — крах "Трансаэро".
"Отсутствие железнодорожного сообщения с новым терминалом снизит его привлекательность",— считает исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев. По его словам, новый аэровокзал важен и для развития базового перевозчика аэропорта — "Аэрофлота". Эксперт полагает, что загрузка терминала будет зависеть от роста экономики, а такой рост увеличит и возможности бюджета по поддержке проекта.