Сервис на «Дону»
«МАК-Лоджистик» построит шесть МФЗ вдоль федеральной автотрассы
ООО «МАК-Лоджистик» построит в Ростовской области шесть многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ), вложив в проект 1,8 млрд руб. Строительство еще четырех МФЗ запланировано в Краснодарском крае и Тульской области. Эксперт отмечает, что услуги МФЗ востребованы грузоперевозчиками, однако предупреждает, что из-за дальнейшего ухудшения экономической конъюнктуры возможно снижение автомобильного трафика, в результате чего сроки окупаемости проекта могут затянуться.
О намерении вложить 1,8 млрд руб. в строительство шести МФЗ в Ростовской области вдоль федеральной автотрассы М-4 «Дон» „Ъ“ сообщил учредитель ООО «МАК-Лоджистик» Расул Исаев. Он уточнил, что компания выиграла аукцион на право строительства десяти МФЗ вдоль федеральной автотрассы М-4 «Дон», который проводил «Автодор», осуществляющий реконструкцию магистрали. Кроме шести зон на территории Ростовской области (четыре — в Каменском районе, две — в Красносулинском) «МАК-Лоджистик» построит по два таких комплекса в Краснодарском крае и Тульской области.
«МФЗ в Ростовской области собираемся ввести в эксплуатацию до конца 2016 года, остальные — в конце 2017 года, сейчас ведем их проектирование»,— уточнил Расул Исаев. Примерный объем инвестиций в одну МФЗ достигает 250–350 млн руб. Для финансирования используются собственные средства компании и кредит «Россельхозбанка» в соотношении 50 на 50. Срок окупаемости проекта — пять лет. Основной доход предполагается получать за счет предоставления платных услуг, деятельности гостиниц и сдачи АЗС в аренду нефтяным компаниям.
Как уточнил господин Исаев, площадь размещения одной зоны, включающей в себя АЗС, стоянки для грузовых и легковых авто, автобусов, гостиницу, кафе и автомойку,— от 8 до 17 га, расположенных на ней объектов — около 5 тыс кв. м. Площадки в Ростовской области находятся в собственности компании. Разработкой дизайна МФЗ занимается английское брендинговое агентство Menale.
Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», основным видом деятельности «МАК-Лоджистик» являются грузоперевозки. Однако, по словам Расула Исаева, строительство МФЗ рассматривается как перспективное направление. Две ранее построенные МФЗ «МАК-Лоджистик» (одна из них не связана с проектом «Автодора».— „Ъ“) уже функционируют в Каменском районе Ростовской области и в Кущевском районе Краснодарского края. «Они недавно начали свою работу, поэтому пока сложно судить о результатах; основной сезон для этого бизнеса — лето»,— говорит господин Исаев.
Эксперты неоднозначно оценивают проект «МАК-Лоджистик». По мнению коммерческого директора транспортной компании «Транском» Владимира Коломыцева, востребованность гостиниц в МФЗ под вопросом. «Зачастую в целях экономии средств водители спят прямо в кабине машины на стоянке. В этом моменте все еще на первобытном уровне»,— говорит он. Финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин отмечает, что МФЗ востребованы грузоперевозчиками. Риски проекта он связывает с ухудшением экономической конъюнктуры, из-за которой может продолжиться снижение автомобильного трафика, в результате чего сроки окупаемости проекта могут затянуться до семь-десять лет.
Гендиректор InfraNews Алексей Безбородов отмечает, что МФЗ зачастую строят крупные нефтяные компании в дополнение к своим АЗС, и предприятий, развивающих такие зоны, но при этом не являющихся нефтепереработчиками, немного.
«У „Роснефти“ есть планы по открытию новых МФЗ на юге России, однако на данный момент называть конкретные цифры преждевременно»,— сказал „Ъ“ ее представитель. По его словам, сейчас компания управляет двумя МФЗ в Краснодарском крае и удовлетворена операционными показателями их работы. Он также сообщил, что «Роснефть» не планирует принимать участие в тендерах «Автодора» на право строительства МФЗ. Представитель Shell в России сообщил „Ъ“, что ростовское ООО «Омнитрейд» (в 2014 году заключила лицензионное соглашение с Shell, дающее право развивать АЗС под его брендом) управляет 25 АЗС на юге России и намерено увеличить их число. «Мы планируем, что будущие АЗС будут не только местом для заправки автомобиля, но станут многофункциональными комплексами»,— сказал он. В пресс-службе «Лукойла» не стали говорить о планах компании по развитию МФЗ на юге страны. «Автодор» не ответил на запрос „Ъ“.