"ВЭБ-Лизинг" арендовал антикризисного гендиректора
Группа госкорпорации укрепляется менеджерами из Сбербанка
Новый глава ВЭБа Сергей Горьков нашел кандидата на должность главы крупнейшей лизинговой компании страны — "ВЭБ-Лизинга". Ее возглавит Александр Дымов — как и господин Горьков, выходец из Сбербанка. Он сменит Вячеслава Соловьева, который три недели назад буквально исчез в неизвестном направлении. Господину Дымову предстоит заняться аудитом проблемных активов "ВЭБ-Лизинга" и продажей их в рамках стратегии ВЭБа по избавлению от непрофильных активов.
"ВЭБ-Лизинг", крупнейшую лизинговую компанию России по объему портфеля (771,4 млрд руб., по данным RAEX), возглавит Александр Дымов из Сбербанка. Об этом "Ъ" рассказали источники на рынке железнодорожных перевозок и в банковской сфере.
Александр Дымов работал в Сбербанке с 1993 года, возглавлял аналитическое управление казначейства, управление налогового планирования. С 2010 года был председателем Северного банка Сбербанка, затем работал в блоке территориального развития Сбербанка. Как рассказывает источник "Ъ" в банковской сфере, возглавивший ВЭБ 26 февраля Сергей Горьков привел с собой ряд менеджеров из системы Сбербанка, которые в качестве советников начали исследовать деятельность ВЭБа, их он представил через день после назначения. Господин Дымов был в их числе, говорит он.
В Сбербанке "Ъ" сообщили, что Александр Дымов уволился 25 марта. В ВЭБе не комментируют назначение. Два источника "Ъ" говорят, что формально новый глава "ВЭБ-Лизинга" еще не назначен, но, добавляет один из них, дела он уже принял. Ряд источников "Ъ" в транспортной отрасли рассказали, что судьбой "ВЭБ-Лизинга" активно, но неформально занимаются специалисты "Сбербанк-Лизинга", в "Сбербанк-Лизинге" это не комментируют.
Господин Дымов сменит на посту гендиректора "ВЭБ-Лизинга" исчезнувшего с места работы с начала марта Вячеслава Соловьева, который был главой компании с момента покупки ее ВЭБом. Решение о развитии лизинга ВЭБ принял в 2008 году и приобрел у структур "Ростеха" ЗАО "Оборонпромлизинг". Компания была невелика, с активами около 8 млрд руб., но за три-четыре года ВЭБ накачал ее деньгами — до 200 млрд руб., и "ВЭБ-Лизинг" вошел в тридцатку крупнейших. Вячеслава Соловьева коллеги по ВЭБу называют крайне закрытым человеком. "Себе на уме, но иногда крайне категоричен в суждениях",— говорит один из них. Другой источник "Ъ" характеризует его как "технократа, четкого и грамотного менеджера". В ВЭБ он пришел с позиции первого заместителя гендиректора "ВТБ-Лизинга". По данным источника "Ъ", сейчас господин Соловьев может находиться за границей.
Источники "Ъ" в транспортных отраслях господина Дымова представляют себе слабо. Но, отмечает глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров, "ВЭБ-Лизингу" сейчас нужен не столько отраслевой специалист, сколько опытный менеджер и сильный финансист, который сумеет выстроить отношения с банками, активно кредитующими "ВЭБ-Лизинг", и обеспечить транспарентность продажи парка вагонов компании.
Александру Дымову предстоит заняться судьбой основных активов лизинговой компании. В плане мероприятий по повышению финансовой устойчивости "ВЭБ-Лизинга" предлагается продать железнодорожный парк (65 тыс. вагонов) и самолеты "Трансаэро". "ВЭБ-Лизинг" был крупнейшим лизингодателем перевозчика (35 самолетов, 63 млрд руб.), позже девять машин взял "Аэрофлот". Судьба вагонов пока неясна: форма продажи не определена. Как говорит собеседник "Ъ" в отрасли, была идея продать парк Федеральной грузовой компании ОАО РЖД, но от этого отказались. Как рассказывают два собеседника "Ъ", принято было предложение продать вагоны на конкурсе.
Михаил Бурмистров отмечает, что, даже если решение о продаже вагонов будет принято немедленно, это будет долгий и сложный процесс (аудит, переговоры с лизингополучателями и предпродажная подготовка), который продлится не менее полутора лет. Сейчас у "ВЭБ-Лизинга" почти 30 тыс. вагонов в лизинге у "Рэйлтрансхолдинга" Сергея Шпака, около 10 тыс.— у Первой грузовой компании Владимира Лисина и более 5,5 тыс.— у Трубной грузовой компании Александра Карманова. Но, по словам одного из собеседников "Ъ", значительная часть парка отдана в лизинг на неизвестных новому менеджменту условиях, и сейчас господину Дымову предстоит трудная задача — локализовать парк, разобраться с реструктурированными нерыночными ставками (в некоторых случаях речь идет лишь о 150 руб. на вагон в сутки), понять срок действия этих льготных условий.
Михаил Бурмистров отмечает, что приобретение "ВЭБ-Лизингом" парка вагонов кредитовал в основном не ВЭБ, более половины кредитов приходятся на Сбербанк и Газпромбанк. В связи с этим, считает он, было бы разумно предложить часть вагонов лизинговым компаниям кредиторов. На рынке, говорит один из его игроков, не готовы приобретать вагоны по цене более чем 2 млн руб. за штуку, поскольку тогда для обслуживания лизинговых платежей нужна арендная ставка 1,2 тыс. руб. на вагон в сутки (реальная ставка на рынке — 550-600 руб.). Но если провести переоценку активов, то при стоимости вагона 1 млн руб. рыночной ставки хватит для окупаемости, считает он.