«Перспективы у "Морского старта" есть, хотя весьма туманные»
Владелец S7 готов инвестировать в плавучий космодром
К «Морскому старту» проявлен воздушный интерес. Владелец S7 Владислав Филев готов стать инвестором плавучего космодрома Sea Launch, пишет газета «Коммерсантъ». Об этом сообщили в госкорпорации «Роскосмос». Стороны уже согласовали параметры сделки, которая оценивается в «миллиарды рублей». Окончательно она будет закрыта в мае. Академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Александр Железняков ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, что это за проект «Морской старт», где он базируется?
— Проект «Морской старт» был запущен в 1995 году как совместный проект между предприятиями ракетно-космической отрасли России, Украины, США и Норвегии. Он предполагал создание морской стартовой платформы в районе экватора в Тихом океане для коммерческого использования. Там использовалась украинская ракета «Зенит-3». Сами суда были созданы в Японии и в Норвегии, переоборудованы у нас на верфи в Выборге. Основное финансирование на первом этапе осуществляла компания Boeing. И в 1999 году начались запуски с этой платформы. Для того, чтобы она была коммерчески оправданной, необходимо было ежегодно запускать не менее пяти спутников с ее борта. На такую интенсивность удалось выйти только в 2006 году. В 2007 году последовала авария, в 2008 году вроде восстановили интенсивность запусков, но к тому времени очень сложная ситуация на мировом рынке пусковых услуг привела к тому, что в 2009 году компания была объявлена банкротом.
С тех пор, в общем-то, начались проблемы и сложная ситуация вокруг этого проекта. В 2010-м практически единственным владельцем стала российская компания РКК «Энергия» через свою дочернюю фирму. А после того, как началось еще осложнение международной обстановки в 2014 году после событий на Украине, этот проект опять переживал серьезные трудности, связанные с тем, что ракета украинская, и мы не захотели ее использовать. Американцы тоже предъявили много исков по поводу своих предыдущих затрат.
— Александр Борисович, а как тогда объяснить интерес Владислава Филева к этому проекту, к «Морскому старту»? Если мы говорим, что сейчас проект сталкивается с огромным количеством трудностей, и его коммерческая выгода тоже как-то под сомнением? Объясните, откуда этот интерес возник, можно об этом говорить?
— Я не смогу объяснить этот интерес, для меня это тоже загадка. Я бы еще понял, если бы этот интерес проявили какие-то компании из Бразилии или, например, Китай — получить новую стартовую платформу в Тихом океане для них было бы интересно даже не из-за коммерческого использования, может быть, именно в каких-то своих национальных интересах. Но в чем интерес Филева, я не представляю.
— Какие-то перспективы у этого проекта, как вы считаете, есть?
— Перспективы есть, хотя весьма туманные. Ракета, которая использовалась ранее, «Зенит-3», вряд ли будет использоваться в ближайшем будущем в этом проекте, значит, нужно будет заменять ее. Заменять — это фактически делать новый «Морской старт», это приличные финансовые вложения, так что пока перспективы коммерческого использования весьма туманны.
— А что касается суммы сделки, во сколько может обойтись этот плавучий космодром?
— При минимальных затратах для того, чтобы в ближайшее время рассчитаться со всеми долгами, которые на этом проекте еще висят, закрыть все судебные сделки с компанией Boeing и поддерживать работоспособность, а также готовить его к новым стартам — это не менее $1,5 млрд, а я думаю, даже и больше.
— Но пока участники не раскрывают никаких подробностей. Единственное, что «Коммерсантъ» сообщает со ссылкой на источники — что необходимо будет одобрение со стороны первых лиц государства. Как вы считаете, будет такое одобрение?
— Если будет представлен нормальный бизнес-план, то есть если и «Роскосмос», и предполагаемые инвесторы докажут, что при совершении этой сделки через некоторое время космодром начнет функционировать и приносить прибыль, я думаю, государство это одобрит.