«Для Порошенко выборы в Донбассе — крах украинской политики»
Президент Украины назвал условия проведения выборов в ДНР и ЛНР
Выборы в Донбассе пройдут только при наличии в регионе полицейской миссии ОБСЕ. Об этом заявил президент Украины Петр Порошенко. Кроме того, глава государства традиционно подчеркнул, что территорию должны покинуть российские войска. Проведение местных выборов в Донецкой и Луганской областях предусмотрено минскими соглашениями от февраля 2015 года. Также в документе прописаны режим прекращения огня, отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения, проведение конституционной реформы, законодательное закрепление особого статуса Донбасса и обмен пленными по принципу «всех на всех». Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаны Барыкиной.
— Что подразумевает наличие полицейской миссии ОБСЕ?
— Это подразумевает то, чего не может быть. Разбирать какие-то фантастические предложения бессмысленно — прекрасно понимает Порошенко, что никакой полицейской миссии ОБСЕ не будет. Но для него состоявшиеся и признанные в Европе выборы в Донбассе — это красная линия, через которую если перейти, наступает крах вообще украинской политики и карьеры Порошенко в частности.
Выборы, если они состоятся и будут признаны, приведут к власти тех людей, которые настроены антикиевски. Это значит, что формат «Россия — агрессор против Украины» переходит в формат внутриукраинского конфликта. Это полностью дискредитирует всю украинскую линию последних двух лет. Поэтому ему нельзя допустить эти выборы. И он их, даже если они пройдут при согласии Европы, все равно не признает. Я боюсь, что американцы его в этом поддержат, поскольку не заинтересованы в окончательном решении этого кризиса.
Мне кажется, что обсуждать, что такое полицейская миссия — ну, можно обсуждать. Все представляют, что там будет какое-то количество тысяч полицейских: немцев, французов и так далее, — которые будут работать вместе с украинскими пограничниками, которые зайдут на границу. Это не единственное требование, а еще есть требование передачи границы под контроль Украины. Это означает разоружение всех сепаратистов и т. д. — понятно, то, чего точно не будет. Понятно, что эти требования напрямую противоречат минским соглашениям.
— Значит, они все-таки противоречат? Этого пункта не было.
— Конечно, напрямую. Это понятно, в том числе и американцам.
— А почему американцы не хотят и не позволят, чтобы конфликт сейчас разрешился?
— Мне кажется, что, по крайней мере, до сих пор позиция американцев была такая, что они, конечно, не хотели бы резкого возобновления военных действий, поскольку это с большой вероятностью приведет к разгрому украинской армии, но полностью разрешить этот кризис тоже не в их интересах. Потому что это очень серьезный момент, который как бы ограничивает российскую политику. И, в общем, мне кажется, они в этом заинтересованы.
Кроме того, это не дает возможность решительно сблизить позиции Европы и России, прежде всего, Германии и России. Мне кажется, по крайней мере, как говорят американские эксперты, главная цель — это не допустить немецко-российского сближения. Эта кровоточащая рана, она этого и не позволит. Так что мне кажется, что американцам перед выборами нельзя сильно изменить ситуацию ни в ту, ни в другую сторону. Поэтому мне кажется, что все надежды на то, что американцы сейчас выговор сделают Порошенко, он приедет и будет выполнять минские соглашения, ни на чем не основаны.
— Что же тогда с Донбассом, когда там выборы могут пройти?
— Есть два варианта. Один вариант, который более вероятен: ситуация вообще замораживается в таком состоянии, в котором она сейчас есть. Второй вариант, менее вероятный, но теоретически возможный: когда этот дедлайн проходит, конец июня, с выборами так ничего украинская сторона и не делает, в смысле, не ищет и не находит компромиссы для того, чтобы проголосовать за украинский закон о выборах, согласованный с Донбассом. Тогда Европа ставится, по крайней мере, часть Европы, перед необходимостью признать очевидное — что выборы не хочет допустить киевская команда. Это значит, что это позволяет смягчить антироссийские санкции и как предельный вариант сказать: ладно, вы там проводите выборы, мы направим тысячу контролеров от ОБСЕ, и если выборы пройдут нормально, мы скажем: «Окей, мы признаем эти выборы». И тогда это и есть крах украинской политики.