«В случае разрыва дипотношений с Россией Украине не видать траншей от МВФ»

Киев может отвернуться от Москвы в ближайшее время

Идея разорвать дипотношения между Украиной и Россией граничит с безумием. Об этом заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В среду комитет Верховной рады по иностранным делам поддержал постановление о прекращении дипломатических отношений с Москвой. Теперь по регламенту документ должен поступить на рассмотрение украинского парламента. Это постановление не поддержали в украинском МИДе. Собственный корреспондент ИД «Коммерсантъ» в Киеве Янина Соколовская рассказала подробности ведущему радио новостей Петру Косенко.

Фото: Иван Коваленко, Коммерсантъ

— Правду украинские СМИ сообщают, что потенциально комитет Верховной рады по иностранным делам уже может отозвать это свое решение? В чем дело вообще, что происходит?

— На самом деле, оно отзывается само по себе. И связано это с тем, что депутат Владимир Арьев, как выяснилось, проголосовал неправильно, и на самом деле он против того, чтобы разрывать дипломатические отношения. В чем суть этой истории? Решение комитета по иностранным делам принимается простым большинством голосов прибывших на заседание. В тот день на заседание прибыло семь депутатов, из них четверо якобы проголосовали за то, чтобы прервать дипломатические отношения, а трое против. Но когда впоследствии выяснилось, что четвертый, Владимир Арьев, против разрыва отношений, то оказалось, что перевес в эту сторону, и решение не принято, соответственно, законопроект не рекомендован к рассмотрению в парламенте. Теперь осталось, чтобы комитет зафиксировал это своим юридически решением, и, как ожидается, все-таки этот законопроект не будет принят.

Сам факт, что об этом законопроекте узнали, связан с пиаром депутата Владимира Парасюка — того самого, который призвал протестующих на Майдане к активным боевым действием, того самого, который срывал флаг с российского консульства и растаптывал его, бил ногами генерала СБУ и совершал всякие другие очень странные, скажем так, для политкорректного человека вещи. Поэтому, будучи инициатором этого законопроекта, рассказывая о том, что он уже одобрен комитетом, Парасюк осуществил давление на украинский парламент. Об этом сейчас говорят многие. Но есть заявление главы МИД Украины Павла Климкина о том, что этот документ не может быть принят, потому что он влечет за собой большие последствия, и экономические, и тактические. Поэтому большая просьба была к депутатам не делать подобные вещи.

— Янина, но мы же все знаем, какая сейчас ситуация разворачивается вокруг взаимоотношений того же самого действующего украинского кабинета министров и парламента, с одной стороны. А с другой стороны, давайте представим себе теоретическую возможность, что вопрос таки будет вынесен на рассмотрение парламента. Не окажется так, что большинство будет за разрыв дипотношений?

— Мне кажется, здесь есть характерная деталь, потому что Владимир Арьев, отозвавший свой голос, является депутатом от «Блока Петра Порошенко», и голос он отозвал не сразу, а, видимо, после беседы со старшими товарищами, которые предложили ему свои рекомендации, свои взгляды на жизнь. Поэтому косвенно это означает, что «Блок Петра Порошенко» не будет голосовать за этот законопроект, и многие другие политические силы также за этот законопроект голосовать не будут. К примеру, это «Батькивщина» Юлии Тимошенко, которая выстраивает совершенно свои отношения с Россией, и отношения эти не являются негативными, если мы поднимем все те высказывания Юлии Владимировны, которые происходили за данный период.

Украинские политологи говорят о том, что те, кто вынуждает парламент принять данный законопроект, загоняют президента в «вилку» и делают это сознательно: с одной стороны, президент оказывается лицом к лицу с праворадикалами, которые требуют разрыва дипломатических отношений, с другой стороны, решение о разрыве дипломатических отношений однозначно негативно будет воспринято в Евросоюзе и в США, и этого Порошенко допустить не может.

В случае разрыва дипломатических отношений также Украине не видать траншей от МВФ, и, понимая всю эту ситуацию, безусловно, Петр Порошенко не сможет допустить принятия данного законопроекта, и даже если он будет принят, он не сможет его подписать и будет выглядеть плохо перед украинской националистической частью аудитории. Поэтому сейчас задача нынешнего спикера Гройсмана — нивелировать этот законопроект, не допустить его внесения в повестку дня и таким образом вывести президента из-под удара.

— Коль уж речь зашла о Гройсмане, о Тимошенко и так далее, как продвигаются дела с отставкой правительства Яценюка?

— Дела продвигаются очень медленно. Насколько говорят мне депутаты, сейчас уже собрано необходимое количество голосов за отставку Яценюка, нашли не хватающие шесть голосов, и сейчас их уже 226. Добивались этого методом расширения фракций, которые будут входить в будущее коалиционное большинство. В них включались нефракционные депутаты, потому что большинство может сформировать только фракция, а не каждый депутат поименно, чтобы войти в большинство, он сначала должен войти во фракцию. Но когда выяснилось, что есть 226 голосов, возник второй вопрос — а кто же все-таки будет премьером?

Как мне говорят, на 80% это, скорее всего, нынешний спикер Владимир Гройсман, на 20% все-таки остается американская гражданка Наталья Яресько.

Возникает еще один вопрос — кто будет входить в кабинет министров, как фракции в нем разделят свои полномочия, и тут тупиковыми стали вопросы о главе МВД и главе Министерства экономики. За эти два хлебных места идут бои. «Народный фронт» требует оставить во главе МВД Арсена Авакова, «Батькивщина» претендует на должность главы Минэкологии, а другие депутаты говорят о том, что, может, все-таки нужна не «Батькивщина» третьим союзником в союзе БПП и «Народного фронта», а радикальная партия, которая и побольше, и посговорчивее, и поадекватнее в процессе политических переговоров. Собственно, на этом нынешняя парламентская неделя фактически финиширует. Следующая парламентская неделя выходная, сессий не будет, депутаты занимаются так называемой работой в округах, то есть фактически через неделю мы сможем узнать, до чего же все-таки договорились депутаты.

Вся лента