«Где-то могут защищать памятники, где-то могут согласиться, что надо их убрать»
С польских улиц могут исчезнуть советские монументы
В Польше могут снести более 500 советских памятников. С таким предложением выступил президент Института национальной памяти Лукаш Каминский. По его словам, монументы символизируют «доминирование коммунистической системы над Польшей и должны быть убраны». Министр культуры России Владимир Мединский заявил, что такое решение оскорбит самих поляков. Глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая, в свою очередь, назвала возможный снос памятников в Польше демонтажом нравственных основ права. Шеф-корреспондент газеты «Выборча» Вацлав Радзивинович ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Юрия Абросимова.
— Скажите, пожалуйста, насколько авторитетен вот этот Институт национальной памяти и сам господин Каминский, то есть насколько велика угроза в отношении памятников?
— Давайте по порядку, потому что что-то здесь в этой информации не так. Прежде всего, речь идет не о 500 памятниках красноармейцам в Польше — это число меньше, чем 300. И это дело не про уничтожение памятников, Институт национальной памяти, аббревиатура IPN по-польски, обращается к самоуправлениям польских городов, чтобы они присмотрелись и, если будет их такое решение, согласились с тем, чтобы перенести эти памятники в особый специальный музей. Это не решение, это инициатива. Решения будут принимать на местах самоуправления городов и деревень. К тому же, не уничтожение, а только перенос.
— То есть это рекомендация, по сути?
— Это рекомендация, хотя я понимаю, что в политической обстановке, которая создалась в Польше после осенних парламентских выборов, это может быть довольно сильная рекомендация, скажем так мягко.
— А какая-нибудь реакция в самой Польше уже есть?
— Это пока новость, новостей у нас сегодня политических очень много, я не удивляюсь, что пока еще нет. Я сейчас пишу информацию о том, какая реакция в России, но думаю, что только после этой моей публикации наступит довольно сильная, думаю, бурная реакция в Польше.
— И какая, негативная, позитивная, как разделятся сторонники и противники, ваш прогноз?
— Это сложно сказать, потому что есть разные памятники, разные истории. Прежде всего, это будет все-таки решаться на местном уровне, и думаю, где-то могут защищать памятники, где-то могут согласиться с тем, что надо их убрать. У меня есть два примера. Например, в городе, где я живу, есть памятник Красной Армии, который признан памятником старины. Но принять такое решение непросто, тем более, само самоуправление не может принять такого решения. Это охраняется законом, и трогать его нельзя. Есть маленький памятник простому солдату, который погиб во время сражения за мой город, героически погиб. Но я думаю, что этот памятник люди захотят сохранить, потому что это простой солдат, и никакой политики в этом нет. Надо человеку оказать честь.