Опасных водителей отследят при помощи смартфонов
ГИБДД и правительство активизировали борьбу с агрессивным вождением
Новый термин "опасное вождение" появится в ПДД уже в мае, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Ставка делается на видео с агрессивным вождением, которое будут присылать в ГИБДД сами граждане. Уже обсуждается и ответственность за опасную езду, в том числе уголовная. Московские власти предлагают штрафовать агрессивных водителей на суммы, соизмеримые со стоимостью машин. Эксперты считают, что с наказанием спешить не стоит, по крайней мере пока водители не привыкнут к новым правилам.
Ситуация с агрессивными водителями обсуждалась вчера федеральными министрами, представителями ГИБДД, страховщиками и автоэкспертами. В августе 2015 года премьер Дмитрий Медведев поручил разработать способы борьбы с автомобилистами, которые играют "в шашечки", подрезают других и выполняют опасные маневры. Осенью ГИБДД подготовила первый вариант термина "опасное вождение" для закрепления его в ПДД: "создание водителем опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий". Под "действиями" подразумевались перестроения при интенсивном движении, необоснованное резкое торможение, препятствование обгону и другие маневры. Премьер Дмитрий Медведев счел эту конструкцию чересчур сложной и попросил переделать.
Руководитель программы "Главная дорога" на НТВ Илья Скрябин, участвовавший в обсуждении, считает, что описывать признаки опасной езды нужно подробнее: включить туда превышение скорости более чем на 80 км/ч и создание помех для пешеходов. Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов предлагает считать опасным превышение скорости в городе более чем на 60 км/ч. Адвокат Анатолий Кучерена утверждает, что разговор по телефону и принятие пищи за рулем тоже могут быть опасными. Суммируя все эти замечания, в течение следующего месяца термин уточнят, а к маю внесут поправки в ПДД, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он также распорядился создать и опубликовать в сети так называемую библиотеку видеороликов с типичными видами опасного вождения. В течение месяца такую библиотеку сформируют.
Еще один вопрос — способ фиксации опасного вождения. Одни только инспекторы ГИБДД это делать не смогут, автоматические камеры распознавать опасные маневры не умеют. Госавтоинспекция хочет привлекать для этого граждан. По словам министра связи Николая Никифорова, для этих целей можно использовать смартфоны: опыт работы приложений для отсылки фотографий нарушителей есть в Москве и Татарстане. Второй вариант — данные с видеорегистраторов. По словам министра, нужно внести в КоАП поправки, чтобы суд гарантированно признавал видео в качестве доказательства: изменения уже подготовлены, скоро будут внесены в Госдуму. "Осенью мы сможем вовлечь десятки миллионов наших жителей, чтобы использовать их материалы",— заявил он. По данным "Ъ", на самом деле финальных поправок еще нет. Проблема в том, что ГИБДД сегодня может рассматривать материалы только с вызовом нарушителя в отделение. Если же потребуется просмотр большого числа видеороликов, то понадобится уже другой механизм, приближенный к тому, что сейчас действует с камерами, то есть максимально избавленный от субъективных оценок инспектора и желательно без вызова гражданина.
Вопрос о наказании за опасное вождение также до конца не решен. Осенью ГИБДД предлагала штраф до 5 тыс. руб. и возврат, по сути, к советской балльной системе штрафов (лишение прав за несколько однородных нарушений в течение года). Москва предлагала опасных водителей лишать прав на срок до двух лет. Вчера Максим Ликсутов выступил с еще более радикальными идеями: у водителей, пойманных на опасном вождении, прямо на месте отбирать права (сейчас инспекторы удостоверения не забирают до суда). Кроме того, он предложил использовать штраф, соразмерный со стоимостью машины нарушителя. Вице-премьер Игорь Шувалов, министр по делам "Открытого правительства" Михаил Абызов и Николай Никифоров не исключили и введение уголовной ответственности.
"Сначала надо наработать правоприменительную практику, посмотреть, как будет работать новый термин, а потом уже думать про уголовную ответственность",— возражает член общественной палаты Московской области Андрей Мухортиков. По данным "Ъ", в правительстве также думают насчет разделения наказания: более мягкое, к примеру, для тех, кто подрезает других водителей, более жесткое — для тех, кто ездит по городу на скорости 180-200 км/ч, создавая серьезную опасность для окружающих.