«Челик — это мелкая сошка, главное — кто наводил на цель и нажимал на кнопку»
В Турции задержали предполагаемого убийцу пилота российского Су-24
Полиция города Измир взяла под стражу Альпарслана Челика, сообщают местные СМИ. Вместе с ним задержали еще 13 вооруженных человек. Челик — один из лидеров турецкой радикальной националистической организации «Серые волки». Он признался, что стрелял по Олегу Пешкову — командиру Су-24 — когда тот спускался с парашютом. Турецкие истребители сбили российский самолет в ноябре прошлого года. В декабре российский МИД потребовал от Анкары привлечь Челика к уголовной ответственности. Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Светланы Токаревой.
— Газета Hurriyet, сообщившая о задержании Челика, не уточняет, связан ли его арест с убийством российского летчика. По-вашему, причина ареста абсолютно понятна, или же возможны другие варианты ареста?
— Варианты другие возможны. Вооруженная группа на мирной турецкой территории — это, безусловно, бандитская группировка. Так это может трактовать, собственно, и турецкая разведка, и особые отряды турецкой полиции. Так что, конечно, надо подождать разъяснений. Но даже если этот арест был произведен, с точки зрения стрельбы по практически безоружному летчику, это действительно трактуется как военное преступление в соответствии с международным правом, не говоря уже о даже турецком праве, что весьма своеобразное явление. Как видите, здесь возможны варианты, а возможно и другое. Обратите внимание на поведение турецких болельщиков, кстати, футбольных — что они делали на волейболе, трудно сказать, как раз во время матча нашей команды с Турцией. Вот вам конкретно то состояние общественного сознания, до которого оно доведено при Эрдогане. Оно антироссийское и направлено совершенно, категорически против России. Вот это надо иметь в виду. И поэтому даже если будет суд, хотя об этом трудно пока судить, то я бы не был оптимистичен по поводу и его результатов, и общественной реакции.
— Можно ли в целом рассматривать арест Челика как желание Турции все-таки угодить Москве в данной ситуации, именно сейчас, в это время?
— Альпарслан Челик — это, конечно, не бог весть какой величины птица, тем более, «Серые волки» находятся под запретом. Он отождествил себя с этой организацией, она запрещена еще с 1980 года после военного переворота, но если учесть, что тех военных, кто был причастен к военному перевороту, рассадили уже по тюрьмам, и сделали это достаточно быстро, поменяв законодательство, устроив парочку подставных дел, «Эргенекон», «Кувалда», можно полагать, что вряд ли это обвинение будет серьезным. Конечно, его будут представлять как патриота, несмотря на любые шаги правоохранителей, которые попытаются что-то в этой области делать. Но об этом мы пока можем говорить только гипотетически. Посмотрим на обвинение.
— Возможно, Турция все-таки пытается послать этим арестом некий месседж России, как вы думаете?
— Турция уже пыталась разные месседжи посылать, но она не делает главного — она не признает того, что был сбит самолет, и это враждебный акт, публикует карты, по которым он якобы залетел на турецкую территорию, наш вариант в турецкой прессе не появлялся — вот это надо подчеркнуть. Дело в том, что турецкая пресса — это совершенно иное явление. Это у нас могут появляться разные точки зрения — в турецкой прессе нет такого. За несоответствующую точку зрения ты просто вылетишь с медиа-рынка или попадешь в тюрьму. Сейчас ведется около 2 тыс. дел по обвинению в оскорблении президента Турции. Можете себе представить этот грандиозный размах? Это журналисты, блогеры и так далее. Так что ожидать, что там будет какая-то попытка общественного мнения разъяснить истинное положение дел, не приходится.
— Но все равно получается какая-то непонятная история. Челик признался в убийстве российского летчика спустя месяц после трагедии. Да, МИД России требовал от Турции предпринять безотлагательные меры по поимке убийцы пилота СУ-24. Это произошло сейчас, спустя полгода, как вы думаете, почему это произошло и действительно ли связано непосредственно с трагедией СУ-24?
— Мы можем только надеяться, что это турецкий месседж, но не более. Возможно, это связано с внутренними бандитскими разборками. Эти группировки курируют нефтяной бизнес где охранниками, где обычными «шестерками». Но не бог весть какие птицы-то, видимо, по полету, так что возможен и криминальный след в этом деле. Поэтому лучше дождаться, чем делать далеко идущие выводы. Но дело в том, что Турция не сделала главного — не выполнила условий, которые поставил Путин изначально. А без исполнения этих условий говорить нам не о чем, и никто не собирается с ними вести по этому поводу дискуссии.
— Напомните, пожалуйста, эти условия, Виктор Анатольевич.
— Эти условия: первое — извинения, второе — наказание виновных, третье — возмещение ущерба. Вот это, собственно говоря, минимальное, что было выставлено Турецкой республике.
— Может быть, арест виновного — это первый шаг?
— Может быть, потому что сбивал-то самолет не Челик — это мелкая сошка, автоматчик. Главное — кто наводил на цель, кто вел и нажимал, так сказать, на кнопку.