БАТу вытягивают счастливый билет
Госперевозчику могут разрешить повысить стоимость проезда
Цена билета на регулярных городских маршрутах государственного перевозчика «Башавтотранс» (БАТ) может вырасти на 39% при наличном расчете и на 33% — по транспортной карте. В правительстве Башкирии подготовили проект постановления о повышении предельной максимальной стоимости проезда в автобусах компании. В «Башавтотрансе» эту информацию не подтверждают. Частные перевозчики считают повышение нецелесообразным, но если БАТ изменит цены, они последуют примеру госпредприятия.
Правительство Башкирии подготовило проект поправок в постановление от 2008 года «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемые государственным унитарным предприятием „Башавтотранс”…». Об этом вчера сообщил портал РБК-Уфа. Как следует из документа, кабмин решил позволить госперевозчику повысить сумму оплаты проезда по бессрочной пластиковой карте на 33% — с 15 руб. до 20 руб. Стоимость проезда за наличный расчет может вырасти на 39% — с 18 руб. до 25 руб. Повышение запланировано и на пригородных маршрутах. Так, стоимость проезда пассажира на 1 км пути может вырасти на 66% — с 1,5 руб. до 2,5 руб. Цены на экспрессы и автобусы, следующие по специальным регулярным маршрутам, остаются на уровне 30 руб.
• В последний раз тарифы на услуги ГУП «Башавтотранс» повышались в 2012 году. Тогда плата за проезд увеличилась с 15 до 18 руб. Сегодня на городских и пригородных маршрутах «Башавтотранса» действуют бессрочная транспортная, студенческая и школьная карты стоимостью 50 руб. При пополнении бессрочной карты до 1 тыс. руб., школьной и студенческой до 500 руб. стоимость проезда составляет 10 руб. Одна поездка в частном маршрутном такси обойдется в среднем в 20–30 руб.
Автором проекта постановления является госкомитет республики по транспорту и дорожному хозяйству. Как следует из пояснительной записки к документу, повышение тарифов связано с «недопущением убытков» госпредприятия. По данным госкомтранса, из выделенных в 2015 году БАТу 394,6 млн руб. бюджетных субсидий около 51%, или 261,5 млн руб., приходится на городские перевозки, в том числе 155,4 млн руб. (59,4%) — на уфимские регулярные маршруты. При этом, как отмечено в записке, городские перевозки продолжают генерировать убытки предприятия. За прошлый год убыток достиг 146,6 млн руб., включая 119 млн руб. (81%) по Уфе. В госкомитете связывают значительные убытки на столичных маршрутах с «существенной разницей между стоимостью проезда и себестоимостью перевозок». Так, подсчитали в ведомстве, их себестоимость составляет 23 руб. и превышает цену проезда пассажира без учета дотаций (16,8 руб.) на 36,9%, с учетом дотаций (19,8 руб.) — на 16%.
В госкомтрансе считают, что высокая себестоимость перевозок в Уфе является «следствием неэффективного использования подвижного состава большой вместимости в результате отсутствия должного регулирования рынка городских перевозок». «Выполнение заведомо убыточных рейсов по ряду маршрутов без соответствующей компенсации расходов,— уточняется в документе,— приводит к работе „на износ”, к отсутствию финансовых ресурсов для обновления подвижного состава». По данным ведомства, городской автопарк не обновлялся более двух лет, средний возраст автобусов превышает пять лет. От принятия постановления в госкомтрансе ждут роста эффективности бюджетных средств, направляемых на транспортное обслуживание, повышение качества обслуживания населения и сохранения уровня перевозок в городском и пригородном сообщениях по социально значимым маршрутам.
В пресс-службе «Башавтотранса» сообщили вчера, что планов по повышению тарифов у предприятия нет.
В госкомтрансе вчера подтвердили, что направили проект постановления в правительство республики, отказавшись от более подробных комментариев. В пресс-службе правительства информацию о получении документа прокомментировать не смогли.
Заместитель директора ООО «Альянс СКД» Александр Зырянов рассказал, что повысить тарифы
БАТа планировалось еще в марте, но власти решили отложить подписание документа на апрель. Впрочем, он сомневается, что постановление будет подписано: «У „Башавтотранса” всегда были и будут убытки из-за выпадающих доходов. Он — датируемый перевозчик, возит в основном бюджетников, а повышение может породить социальную напряженность».
Индивидуальный предприниматель Фанис Батыров полагает, что повышать тарифы БАТу нецелесообразно. «Я не вижу в этом необходимости при существующей конкуренции на рынке пассажирских перевозок»,— отмечает он. Впрочем, добавляет господин Зырянов, если повышение все же состоится, частники последуют за госкомпанией и могут поднять цены на проезд в среднем на 8%.