Шубы сдали на отбеливание
ФНС запускает пилотный проект по RFID-маркировке меховых изделий
1 апреля в России стартует пилотный проект маркировки меховых изделий RFID-метками, который призван вывести из тени 80% мехового рынка. Для этого ФНС создаст национальную базу по отслеживанию меховых изделий с момента их изготовления до продажи потребителю. С 1 октября оборот немаркированных шуб в России будет запрещен. Эксперимент по маркировке шуб планировали начать единовременно во всех странах ЕАЭС, но большая часть из них не успела ратифицировать документы, поэтому пока вместо борьбы с контрабандой идет обкатка технологий на страновом уровне. По завершении работ над маркировкой участники рынка ожидают роста цен у «серых» дилеров при сохранении прежних ценников в «белом» секторе.
1 апреля в РФ запускается пилотный проект маркировки товарных изделий RFID-метками. Постановление правительства о проведении эксперимента по маркировке товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха» подписано 24 марта. Как рассказал замглавы ФНС Дмитрий Григоренко, теперь участники рынка — от производителей до перекупщиков — могут на добровольной основе завести на сайте ФНС личный кабинет для доступа к системе маркировки. Каждая единица товара в ней получает детальное описание и уникальный номер, а компания заключает с «Гознаком» договор на изготовление марок для изделий.
Контролировать информационную систему, которая будет отслеживать перемещение каждой единицы товара из меха, будет ФНС. Марки предусмотрены трех видов: вшивные, клеевые (по 15 руб. за штуку) и навесные (по 22 руб.). Все они снабжены RFID-метками, начинку которых производит «Роснано». Красный цвет стикера марки будет означать импорт, зеленый — российское производство. По словам господина Григоренко, цель системы маркировки — «обелить» серый сектор меховой торговли и защитить потребителя от подделок.
Метки могут считываться смартфоном при помощи QR-кода, содержащего информацию о товаре: стране происхождения, виде меха, производителе и т. д.
О планах по широкому использованию RFID-чипов в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) заявляли еще осенью 2015 года. По оценкам ЕЭК, это должно увеличить фискальные поступления в странах ЕАЭС на $500 млн в год. (см. “Ъ” от 9 сентября 2015 года). Впрочем, пока до победы над контрафактом на меховом рынке далеко. В условиях общей таможенной границы отслеживание оборота мехов на страновом уровне становится бессмысленным, а одномоментно на территории всех стран ЕАЭС, как планировалось раньше, эксперимент запущен не будет. «Запуск состоится позже 1 апреля, поскольку не все страны успели завершить ратификацию подписанного в сентябре 2015 года соглашения о проведении пилотного проекта»,— говорят в комиссии. Соглашение пока ратифицировано только Казахстаном. В Армении ратификация поддержана парламентом, но документ ожидает подписи президента, а в России, Киргизии и Белоруссии пока находится на рассмотрении в парламентах.
Сроков начала общеевразийского эксперимента в ЕЭК не называют, но обещают приложить все усилия для ускорения процесса: из-за переноса запуска у предпринимателей и у контролирующих органов остается меньше времени, чтобы как следует подготовиться к началу высокого сезона ввоза меховых изделий (июнь-сентябрь). При этом, даже если документ будет ратифицирован в РФ до 1 октября, санкций за неучастие в эксперименте по маркировке для участников рынка до этой даты не предусмотрено — но уже с 1 октября оборот немаркированных меховых изделий в России будет запрещен.
В РФ проведение эксперимента осуществляется за счет бюджетных средств ФНС, Федеральной таможенной службы и Роспотребнадзора; во что он обойдется бюджету, пока неизвестно. По оценке главного инспектора главного управления таможенного контроля выпуска товаров ФТС Сергея Третьякова, ежегодно с соблюдением всех таможенных норм в РФ ввозится порядка 200 тыс. меховых изделий. Это совпадает и с данными представителя компании «Мир кожи и меха» Армена Осипова, сославшегося на экспертные оценки: ежегодно на территорию РФ поступает около 1 млн меховых изделий, 80% которых — неофициальный оборот. «Российский рынок верхней меховой одежды самый серый»,— говорит господин Осипов.
Гендиректор группы компаний «Меха Екатерина» Петр Лебедев уверяет, что эксперимент по маркировке не приведет к удорожанию легального товара для потребителя. «У тех, кто работал “в серую”, цены повысятся,— говорит Армен Осипов,— у тех, кто “в белую”, цены не изменятся».
Как рассказывает господин Григоренко, изначально на участие в пилотном проекте согласились 12 компаний, но по мере приближения его старта стало ясно, что «участников будет много». «В первые дни ожидаем несколько сотен компаний»,— заявил он на вопрос “Ъ”. При успешной реализации пилотного проекта планируется «значительно расширить перечень маркируемых товаров», сообщают в ФНС, однако о том, на какие товары могут быть распространены новые требования, пока неизвестно.