Там не очень хорошо, где нас нет
Саммит в Вашингтоне без участия России признал угрозу доступа террористов к ядерным объектам
В Вашингтоне в пятницу завершился саммит по ядерной безопасности, главной темой которого стало обсуждение мер по борьбе с угрозой ядерного терроризма. Представители более чем 50 стран сошлись во мнении, что у исламистов есть желание и даже возможность добавить в свои арсеналы оружие массового уничтожения — не только ядерное, но и химическое и биологическое. Россия в конференции не участвовала, однако политику Москвы в кулуарах обсуждали. Президент США Барак Обама призвал РФ выполнить свои обязательства по Договору о сокращении ракет средней и меньшей дальности, а представители Украины и Грузии обратили внимание на последствия перехода Крыма в состав РФ и провозглашения независимости Абхазии и Южной Осетии.
Россию ждали
На четвертый саммит по физической ядерной безопасности приехали представители руководства 52 стран. Российской делегации не было. В Москве отказ от участия объяснили «дефицитом взаимодействия» по указанной тематике с Вашингтоном, а также отсутствием «каких-либо объективно назревающих прорывных решений, требующих подключения глав государств и правительств» (см. “Ъ” от 31 марта).
В Вашингтоне ситуацию оценили иначе. «В немалой степени отсутствие России здесь — это некий политический шаг Москвы, который отражает существующие между нами разногласия по другим (не связанным с ядерной безопасностью.— “Ъ”) темам, в особенности по поводу ситуации на Украине»,— заверил в четверг заместитель советника президента США Бен Родс.
По словам опрошенных “Ъ” участников мероприятий на полях саммита, интерес к РФ в Вашингтоне был немалым. «Еще в среду ко мне подходили участники саммита и спрашивали, верна ли информация, что Россия будет присутствовать на нем в качестве наблюдателя. Такая информация откуда-то появилась в последний момент»,— рассказал “Ъ” директор Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков, который участвовал в предварявшей саммит конференции ученых. Он отметил, что для России эта тема остается одной из приоритетных, а практическое взаимодействие между Москвой и Западом продолжается. Эксперт напомнил, что в прошлом году Россия объявила о выделении $6 млн в фонд физической ядерной безопасности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), а сейчас активно готовится к декабрьской министерской конференции МАГАТЭ по вопросам ядерной безопасности.
Эксперт фонда Observer Research Foundation Раджешвари Раджагопалан, участвовавшая в вашингтонской конференции, признала в беседе с корреспондентом “Ъ”: «Отсутствие России стало большой потерей для форума в связи с той ролью, которую она играет в определении глобальной политики в области ядерной безопасности».
Впрочем, в выступлениях на форуме и в его кулуарах Москву все равно вспоминали регулярно. В частности, в статье для The Washington Post, опубликованной накануне саммита, американский президент Барак Обама призвал Москву выполнять свои обязательства по ликвидации ракет средней и меньшей дальности (США считают, что Россия располагает новой крылатой ракетой наземного базирования, дальность которой превышает 500 км, и проводит ее испытания. — см. “Ъ” от 5 февраля). Президент Грузии Георгий Маргвелашвили в Вашингтоне заявил агентству AP, что поддержка Москвой Абхазии и Южной Осетии мешает эффективно противодействовать контрабанде из РФ ядерных и радиологических материалов. А министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин в интервью «РИА Новости» рассказал: «На территории Крыма находятся объекты, которые подпадают под регулирование МАГАТЭ. И мы сейчас не имеем к ним доступа. Есть некоторые объекты в Донбассе, на которых хранятся радиоактивные источники. Это нас беспокоит».
Отметим, что еще в июне 2015 года МИД РФ сообщил: Россия взяла на себя полную ответственность за ядерные объекты в Крыму и будет использовать их исключительно в мирных целях.
Исламисты переходят на атомный уровень
Основное внимание на конференции было приковано к угрозе попадания оружия массового уничтожения — ядерного в том числе — в руки боевиков. «Работая вместе, мы заметно снизили риск попадания ядерных материалов в руки террористов. Но угроза остается»,— предупреждал участников конференции Барак Обама. Премьер Британии Дэвид Кэмерон отмечал: «Мы знаем, что террористы хотели бы уничтожить максимальное число людей, используя любые материалы, которые могут попасть к ним в руки». О том, что «угроза ядерного терроризма является одной из самых серьезных проблем XXI века», предупреждал и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Барак Обама в пятницу напомнил: в Сирии и Ираке «Исламское государство» (ИГ; организация запрещена в РФ) уже применяло химоружие — в частности, газ иприт. А расследование недавних терактов в Бельгии подтвердило: сторонники ИГ активно пытаются получить доступ к ядерным объектам. Выяснилось, что террористы следили за главой бельгийской программы ядерных исследований и продумывали план атаки на некий ядерный объект. Опасения возросли, когда 24 марта неизвестные убили сотрудника службы безопасности бельгийской АЭС «Тианж» и похитили его пропуск.
К началу саммита в Вашингтоне эксперты Гарвардского университета выпустили доклад, в котором описали три возможных сценария действий боевиков: взрыв атомной бомбы, саботаж на АЭС и использование низкотехнологичных «грязных бомб», сделанных из украденных материалов. Угрозы исходят и из киберпространства. Ранее на этой неделе стало известно, что США и Британия проведут совместные учения по предотвращению онлайн-атак на АЭС и места хранения ядерных отходов. Кроме того, премьер Кэмерон предложил другим странам помощь британских экспертов по безопасности в этой сфере.
«Большая удача, что до настоящего момента террористы в плане использования оружия массового уничтожения ничего серьезного не сделали. При этом очевидно, что интерес к этому с их стороны растет. Растут и их возможности,— заявил “Ъ” Антон Хлопков.— В нынешних условиях решение этой проблемы является одной из ключевых тем, где Россия и страны Запада, несмотря на политическую обстановку, могли бы сотрудничать».
Вместе с тем, по словам эксперта, обсуждать пути решения вопроса надо не на конференциях, а «в рамках универсальных механизмов». Собеседник “Ъ” напомнил, что еще в 2005 году Генассамблея ООН приняла Конвенцию по противодействию актам ядерного терроризма, а месяц назад глава МИД РФ Сергей Лавров выступил с инициативой разработки всеобщей Конвенции по борьбе с химическим терроризмом.
О Северной Корее поговорили отдельно
Еще одной ключевой темой на конференции стала ситуация на Корейском полуострове. В январе власти КНДР сообщили о проведении успешного испытания водородной бомбы, предупредив о возможности применения ядерного оружия в случае нарушения суверенитета государства. Опасения вызывает и развитие Пхеньяном ракетной программы: в пятницу Северная Корея вновь запустила ракету малой дальности в направлении Японского моря.
За несколько часов до этого пуска свою политику по отношению к КНДР обсудили на трехсторонней встрече президенты США и Южной Кореи — Барак Обама и Пак Кын Хе, а также премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Барак Обама заверил, что три страны «едины в готовности сдержать провокационные действия со стороны Северной Кореи». Он намекнул, что в ближайшие недели может быть объявлено о новых шагах, призванных «обеспечить безъядерный статус Корейского полуострова и восстановить мир и стабильность в регионе».
Речь, в частности, может идти об усилении американского военного присутствия в регионе. Накануне первый заместитель госсекретаря США Энтони Блинкен рассказал, что Вашингтон предоставит Китаю данные о своей системе противоракетной обороны THAAD, которую планируется разместить в Южной Корее для защиты от угроз со стороны Пхеньяна. Эту тему Барак Обама смог лично обсудить — также на полях вашингтонской конференции — с председателем КНР Си Цзиньпином. Вместе с тем, по данным китайских СМИ, гость из Пекина дал понять своему собеседнику, что полного согласия с США по-прежнему нет: он выступил с призывом избегать действий, способных навредить интересам других стран региона.
В Пхеньяне же в пятницу заверили, что продолжат развитие ядерной и ракетной программ, несмотря на позицию США и их союзников,— об этом сообщил в интервью Reuters представитель КНДР в ООН Пён Се Со. А посол КНДР в России Ким Хен Чжун заявил «Интерфаксу»: из-за действий Вашингтона ситуация на Корейском полуострове «приближается к точке, когда может произойти конфликт с применением ядерного оружия».