Вернулись к нашим баранкам
Польша и Россия мирно решили спор о квотах на автоперевозки
Затяжной конфликт между Москвой и Варшавой о квотах на автомобильные грузоперевозки завершился перемирием, которое будет действовать до конца года. Обе стороны получили по 170 тыс. разрешений, но Польше было выдано 30 тыс. наиболее ценных — трехсторонних дозволов, позволяющих им работать и на рынке России, а России — всего 10 тыс. Эта пропорция, по мнению заместителя главы Минтранса РФ Николая Асаула, отражает практику последних лет. Но в Польше считают, что победили русских в транспортной дипломатии: заместитель главы Мининфраструктуры страны Ежи Шмит заявил, что Москва обязалась убрать протекционистские поправки, вернув польским перевозчикам удобные им условия.
Двухдневные переговоры между Россией и Польшей об обмене квотами на автомобильные грузоперевозки в пятницу завершились подписанием соглашения. Стороны договорились об обмене квотами до конца года: каждая получит по 170 тыс. разрешений (так называемые дозволы), однако внутри этого объема типы дозволов распределятся по-разному. Российская сторона получит 160 тыс. дозволов для двусторонних и транзитных перевозок и 10 тыс. более дорогих — трехсторонних документов, разрешающих также и перевозки грузов в третьи страны. Полякам же будет выдано 140 тыс. двусторонних дозволов и 30 тыс. трехсторонних.
Конфликт между Россией и Польшей начался в конце прошлого декабря, накануне истечения трехлетних квот, выданных ранее. К моменту истечения — 1 февраля — стороны, обвиняющие друг друга в срыве переговоров, договориться не смогли. Польша требовала отмены российских законодательных новаций, которые, по мнению Варшавы, ущемляли польских автоперевозчиков, а по мнению Москвы — ликвидировали лазейку, позволяющую тем возить грузы из других стран ЕС по двусторонним дозволам, выдавая их за польские. Польша требовала пересмотреть новации и лишь после этого переходить к обсуждению самого обмена разрешениями (о проблеме см. “Ъ” от 20 февраля). Для поляков вопрос доступа на российский рынок является крайне важным. Перевозчики Польши получали наибольшее среди стран ЕС количество российских трехсторонних дозволов, а доля Варшавы в двусторонних автоперевозках составляет 70%, говорил ранее глава Ассоциации международных автоперевозчиков Андрей Курушин.
Пять предыдущих раундов переговоров о дозволах увенчались 19 февраля временным соглашением о выдаче разрешений, действительных до 15 апреля. Обе стороны получили по 20 тыс. таких разрешений, но квоты между странами распределялись еще менее равномерно: Польше дали по 10 тыс. двусторонних и трехсторонних дозволов, а России — 19,5 тыс. двусторонних и всего 500 трехсторонних. По новым договоренностям, сообщает Министерство инфраструктуры и строительства Польши (MIB), нераспределенные временные квоты также будут действовать до конца года.
До достижения договоренности дальнобойщики вынуждены были искать объездные пути транзита, что осложнялось тем, что с 11 по 25 февраля было перекрыто движение российских фур по Украине. Это спровоцировало временный коллапс грузового автосообщения России с Европой и привело к ряду других негативных последствий, в том числе к перегрузке белорусско-литовских погранпереходов, на которые хлынул заблокированный поток фур. Но конфликт с Украиной вокруг движения фур был урегулирован относительно быстро.
Новые годичные квоты начнут действовать после того, как в силу вступит соответствующий приказ Минтранса, сейчас находящийся на регистрации в Минюсте. До окончания согласования продлены временные квоты, говорит господин Асаул. По словам заместителя министра, соглашение полностью устраивает Москву и соответствует пропорциям, которые действовали предыдущие три года. В Варшаве подчеркнули, что России пришлось пойти на уступки. «Российская сторона обязалась внести поправки в распоряжения, которые удаляли с российского рынка польских перевозчиков,— говорит заместитель главы MIB Ежи Шмит.— Мы удовлетворены тем, что условия осуществления деятельности в сфере транспорта на территории России для польских компаний не ухудшились».