У госслужащих нашли кассовый разрыв
Доходы бюджетников меньше, а расходы больше, чем в частном секторе
Больший соцпакет и возможности для коррупции являются основными преимуществами госслужбы перед частным сектором, следует из исследования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. Только этими факторами можно объяснить разрыв в объемах потребления и доходов этих двух групп работников. В то время как зарплаты бюджетников в среднем на 20% меньше, чем в частном секторе, объем их потребления на 20% больше, чем у частников.
Основными факторами привлекательности работы в бюджетном секторе для россиян являются более полный соцпакет, меньшее количество работы, а также в ряде случаев и возможность брать взятки. Такие выводы следуют из работы сотрудника Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяны Журавлевой "Социальные льготы, гарантия занятости и коррупция: что "штрафует" бюджетников". Эмпирической базой исследования стали данные 19 волн "Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения" Высшей школы экономики. Для разделения респондентов на бюджетный, частный и сектор госпредприятий была использована информация об отрасли работника и его профессии.
По данным исследования, работники государственного и бюджетного секторов получают меньше своих занятых в частных компаниях коллег, обладающих теми же запасами человеческого капитала, накопленным опытом и прочими характеристиками. В зависимости от методики расчета эта разница составляет от 10-12% до 15-25%. Как отмечает автор работы, межсекторные различия в оплате труда могут объясняться тремя причинами. В первую очередь в госсекторе сотрудники выполняют меньший объем работы — в среднем у бюджетников, работающих в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения, трудовая неделя составляет 36-40 часов в неделю, в то время как на аналогичных позициях в частном секторе работают по 45 часов. Впрочем, фактор продолжительности рабочего времени объясняет разрыв в зарплатах только на 9-16%, отмечает автор. Бюджетный сектор также лидирует по показателю доли вредного и опасного производства, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии: в ходе опроса 26% бюджетников назвали свою работу вредной и опасной против 7% и 17% в частном и секторе государственных предприятий соответственно. Лидерство бюджетного сектора по этому показателю обеспечено отраслью "армия, МВД, органы безопасности", где сосредоточены в основном бюджетники. На вредном и опасном производстве в этой отрасли занято около половины всех работающих. Свою лепту вносят работники здравоохранения, где доля вредных и опасных работ достигает 30%.
Кроме того, бюджетники обладают большими отпусками: статистически значимая разница между бюджетным и частным секторами здесь составляет более десяти дней. "Эта разница в наибольшей степени объясняется длинными каникулами работников сферы образования",— говорит госпожа Журавлева.
Вторым фактором, делающим бюджетные рабочие места достаточно привлекательными даже при более низкой зарплате, является больший по сравнению с частным сектором объем льгот. Например, в госсекторе оплата отпусков и больничных листов происходит почти в 100% случаев, в то время как в частном лишь 70% респондентов утверждают, что имеют эту льготу. На госпредприятиях почти всем женщинам оплачивается отпуск по беременности и уходу за ребенком, в то время как в частном секторе лишь 66% женщин имеют эту привилегию. Госпредприятия оплачивают путевки в санатории половине своих сотрудников — в частном секторе на такую льготу могут рассчитывать только 16% работников. При этом, отмечает Татьяна Журавлева, хотя бюджетники имеют более высокие гарантии занятости, это различие не очень значительно и не объясняет разницу в зарплатах в частном и государственном секторах.
Наконец, автор исследования говорит о возможности "взяточничества", которое зачастую позволяет компенсировать разрыв в оплате труда персонала частного и бюджетного секторов. Такое предположение возникло при измерении объемов потребления домохозяйств, имеющих различное число бюджетников. Если сравнить два домохозяйства с одинаковым количеством детей, пенсионеров и работников одного возраста, опыта, образования и дохода, окажется, что домохозяйство с большим количеством работников бюджетного сектора потребляет больше частного примерно на 20%, отмечает автор. При этом в среднем за период 1994-2014 годов только 7% бюджетников имели дополнительную работу. При таком условии различие в потреблении, по мнению Татьяны Журавлевой, указывает на наличии у бюджетников теневых доходов.