В Москве вручили «Нику»
Лучшим фильмом назван «Милый Ханс, дорогой Петр»
«Русский Оскар», как часто называют кинопремию «Ника», в главной номинации «Лучший фильм» в этом году неожиданно, но заслуженно получила картина «Милый Ханс, дорогой Пётр», обойдя фаворита гонки «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, который тем не менее не преминул взять своё и стал лучшим режиссером.
До полуночи в торжественно-изнурительной обстановке в государственном музыкальном театре фольклора «Русская песня» награждали лауреатов кинопремии «Ника». На старейшую национальную кинематографическую награду, присуждаемую уже в 29 раз, претендовали 15 художественных, четыре неигровых и три анимационных фильма. Для работ авторов из стран СНГ и Балтии была предусмотрена отдельная номинация. По мнению жюри кинопремии победителем стала лента «Небесное кочевье» Мирлана Абдыкалыкова из Киргизии.
Состав номинантов шорт-листа, правда, мало чем отличался от недавно прошедшего «Золотого орла». В этом смысле «Ника» вдруг зачем-то оказалась двойником своего кинособрата, что не может не печалить. Может, это и было причиной грустных лиц в центре зала, которых перед началом церемонии юмористически увещевал развеселиться Юлий Гусман, автор идеи создания этой кинематографической премии.
Обладательницей позолоченной статуэтки в категории «Честь и достоинство», которой с этого года присвоено имя Эльдара Рязанова, стала актриса Алиса Фрейндлих. На церемонию она пришла с женой Эльдара Рязанова Эммой. С ретроспективного ролика о великом режиссере и стихотворных строк в исполнении актера Михаила Ефремова началась церемония. Среди гостей также была замечена легенда отечественного кино Владимир Зельдин, которому уже 101 год. Специальный приз Совета киноакадемии «За выдающийся вклад в отечественное телевидение» получил режиссер Константин Худяков (в его фильмах снимались Евгений Миронов, Александр Збруев и многие другие). Имена лауреатов в этих категориях были объявлены заранее.
Лидером по номинациям в этом году стала стерильная монохромная лента «Конец прекрасной эпохи» 80-летнего юбиляра Станислава Говорухина, первая экранизация «Компромисса» Сергея Довлатова, выполненная на государственные деньги. Она была выдвинута в шести категориях. Несмотря на сомнения многих экспертов, академики всё же продублировали результаты «Золотого орла» и дали Говорухину «лучшего режиссера» еще и на «Нике». В своей речи он заявил, что мнение зрителей, которые сидят в кинотеатрах, ему не так интересно. «Мне интересно мнение "моего" зрителя. Это не обязательно люди, жившие в Советском Союзе. Но это образованные люди, читавшие книжки» –– уточнил режиссер. Также картина получила статуэтки за лучшего художника, оператора (Геннадий Карюк), а актер Иван Колесников был признан «Открытием года», неизвестно, правда, для кого.
В главной же номинации «Лучший фильм», оглашения которой пришлось ждать без малого четыре часа, победила историческая картина Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр», действие которой разворачивается в преддверии военной бури 1940-х годов. Конкуренцию ему составляли «Батальонъ», «Битва за Севастополь», «Конец прекрасной эпохи», «Про любовь» и «Страна ОЗ». Работа Миндадзе-сценариста также была отмечена академиками наградой.
Лучшей актрисой в главной роли стала Ирина Купченко («Училка» Алексея Петрухина), обойдя Юлию Пересильд ("Битва за Севастополь») и Яну Троянову («Страна ОЗ»). Режиссер комедии «Про любовь» Анна Меликян перед церемонией аттестовала актрис, снявшихся у нее как «самых лучших». Мария Шалаева, сыгравшая розоволосую любительницу аниме в одной из ее новелл, правда, лучшей среди актрис второго плана не стала. Премию получила Инна Чурикова за роль матери Диванных воинов в «Стране Оз».
Среди мужчин за статуэтку развернулась нешуточная борьба –– в итоге, награду разделили два актера — Данила Козловский («Духless-2») и Александр Яценко («Инсайт»). Лучшим актером второго плана признан Михаил Ефремов («Про любовь» Анны Меликян), феерично сыграв бывшего мужа героини Ренаты Литвиновой в финальной новелле.
В отечественном анимационном кино лучшим фильмом стал «Волк Вася», который обошел «Почему банан огрызается» (Светлана Разгуляева) и «Совы нежные» (группа режиссёров под руководством Сергея Капкова).