Перемирию дали бой
Карабахский конфликт вышел из замороженного состояния
В зоне армяно-азербайджанского противостояния произошли самые серьезные столкновения с 1994 года — с того момента, когда стороны договорились о перемирии, остановив горячую фазу войны за Нагорный Карабах. Счет убитым идет на десятки, Ереван, Баку и Степанакерт рапортуют об уничтожении вертолетов и бронетехники противника. Несмотря на ожесточенный характер боев, большинство опрошенных "Ъ" экспертов считают, что полномасштабной войны удастся избежать: к ней сегодня не готова ни одна из сторон. Международные посредники прилагают активные усилия для прекращения огня: завтра в Вене пройдут консультации минской группы ОБСЕ, позднее Ереван посетит российский премьер Дмитрий Медведев, а Баку — глава МИД РФ Сергей Лавров.
"Мы просчитывали все возможные варианты развития событий"
Эскалация по всей линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил началась в ночь на 2 апреля с использованием бронетехники, систем залпового огня и авиации. "Я распорядился не поддаваться провокациям, однако враг вконец распоясался",— объяснил президент Азербайджана Ильхам Алиев. В Минобороны Армении заявили о "наступательных действиях с азербайджанской стороны" и осудили Баку за решение "проникнуть в тыл армии обороны Нагорно-Карабахской Республики и занять стратегические позиции".
В Москве на обострение ситуации отреагировали оперативно. По словам российского военного источника "Ъ", президенту Владимиру Путину регулярно докладывалось об обстановке в Нагорном Карабахе. "Мы просчитывали все возможные варианты развития событий",— сказал он. Днем в субботу в Кремле сообщили: президент "призывает стороны конфликта к немедленному прекращению огня и проявлению сдержанности, с тем чтобы не допустить новых человеческих жертв". По информации "Ъ", ситуация в Нагорном Карабахе может обсуждаться на ближайшем заседании Совбеза РФ.
Впоследствии, по сведениям "Ъ", господин Путин поручил главам Минобороны и МИД РФ провести переговоры со своими коллегами в Армении и Азербайджане. После полудня стало известно, что министр обороны РФ Сергей Шойгу провел экстренные телефонные переговоры с Сейраном Оганяном и Закиром Гасановым, призвав стороны принять "безотлагательные меры по стабилизации ситуации в зоне конфликта". Одновременно глава МИД РФ Сергей Лавров пообщался со своими коллегами Эдвардом Налбандяном и Эльмаром Мамедъяровым, заявив о необходимости "воздействовать на ситуацию для прекращения насилия".
Телефонные переговоры с главами МИД и Минобороны Армении Эдвардом Налбандяном и Сейраном Оганяном также провел генсек Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа. В соответствии со ст. 4 Договора о коллективной безопасности, любое государство в случае вооруженного нападения на его территорию может попросить других участников предоставить ему необходимую помощь, включая военную. Источник "Ъ" в Минобороны Армении вчера подтвердил, что в случае вторжения азербайджанских вооруженных сил в страну Ереван будет готов обратиться в ОДКБ с просьбой задействовать коллективные силы быстрого реагирования.
Впрочем, пока активные боевые действия идут в Нагорном Карабахе и на прилегающих территориях, не входящих в зону ответственности ОДКБ. Что касается собственно Армении, то в Ереване заявляют об обстрелах пограничных районов азербайджанской артиллерией, но при этом признают: наступательных действий противник не ведет. Соответственно, формального повода для обращения к ОДКБ пока нет. "Но если сценарий происходящего в Нагорном Карабахе повторится на территории Армении, Ереван гарантированно попросит о помощи ОДКБ в соответствии с условиями договора",— предупредил собеседник "Ъ" в оборонном ведомстве Армении.
В Москве обратили внимание на интенсивные перестрелки и растущее число жертв на границе между Арменией и Азербайджаном. "Таких больших потерь в этом районе не было много лет. Это не может нас не беспокоить",— заявил собеседник "Ъ" в МИД РФ.
Инициативу Кремля о восстановлении режима перемирия с 15:00 2 апреля реализовать не удалось.
Хотя вчера в середине дня в Баку и объявили о решении в одностороннем порядке остановить все военные операции на линии соприкосновения, в Степанакерте эту информацию опровергли, обвинив азербайджанскую сторону в новых обстрелах. В оборонном ведомстве Армении заявление Баку о приостановке боевых действий назвали "информационной ловушкой". Бои продолжились.
"Обострение военных действий для Азербайджана — это своеобразный капитал, который можно монетизировать,— заявил "Ъ" высокопоставленный источник в правительстве Армении.— Бои на линии противостояния обычно происходят накануне важных международных событий с участием руководства Азербайджана". "Еревану нет смысла воевать дальше,— объясняет "Ъ" директор армянского Института Кавказа Александр Искандерян.— Армяне будут стоять на своих позициях, у них нет искушения ни захватывать Баку, ни пробивать коридор к Каспийскому морю".
В Ереване сетуют, что на линии соприкосновения не создан механизм объективного контроля. На это в недавнем интервью "Ъ" ответил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. "Армения поднимает этот вопрос, чтобы отвлечь внимание от решения конфликта и продолжить оккупацию азербайджанских территорий,— заявил он.— Стоит армянским войскам покинуть территории Азербайджана, инциденты там будут исчерпаны, расследовать вовсе станет нечего" (см. "Ъ" от 18 марта).
"Минская группа должна занять принципиальную позицию"
Обострение на линии соприкосновения подтолкнуло международных посредников к попыткам урегулировать конфликт дипломатическим путем. Во вторник сопредседатели минской группы ОБСЕ (Россия, Франция, США), занимающейся урегулированием армяно-азербайджанского конфликта, проведут в Вене консультации. До этого в минской группе выступили с заявлением, в котором осудили применение силы и призвали стороны стабилизировать ситуацию.
Деятельность минской группы жестко критикует Азербайджан. В Баку неоднократно сетовали, что ее усилия окончательно зашли в тупик. На фоне предшествующего обострения на линии соприкосновения Ильхам Алиев назвал деятельность этой структуры "абсолютно бессмысленной" и обвинил ее в стремлении "не разрешить, а заморозить конфликт". Вчера президент Азербайджана заявил, что "решения минской группы никак не действуют на армянское руководство".
В Ереване рассуждают иначе. "Усилия посредников должны быть направлены в первую очередь на налаживание диалога, организацию встреч, сближение позиций сторон, а не на давление на одну или другую сторону",— заявил в недавнем интервью "Ъ" глава МИД Армении Эдвард Налбандян (см. "Ъ" от 9 марта).
О том, что деятельность минской группы давно не приносит результатов, "Ъ" заявил депутат азербайджанского парламента от оппозиционной партии "Мусават" ("Равенство") Расим Мусабеков: "Минская группа должна занять принципиальную позицию — потребовать от Еревана выполнить резолюции Совета Безопасности ООН и вывести свои вооруженные силы с азербайджанской территории". В нынешних условиях, по его словам, "Азербайджану не остается ничего, кроме как рассчитывать на собственные силы и на право обеспечить свою территориальную целостность".
Что касается Еревана, то там минскую группу считают "эффективным инструментом поддержания безопасности в регионе". "Альтернатив этому механизму нет",— уверен Александр Искандерян.
С призывами к Баку и Еревану "проявить необходимую политическую волю, чтобы вернуться к переговорам в рамках минской группы", выступил глава МИД Германии и действующий председатель ОБСЕ Франк-Вальтер Штайнмайер. Он призвал стороны "немедленно прекратить бои и соблюдать режим прекращения огня".
Совсем в другой тональности было выдержано заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Он раскритиковал минскую группу, которая, по его словам, "вовремя не предприняла решительные и справедливые действия" по урегулированию конфликта, и гарантировал полную поддержку Азербайджану. "Мы молимся за то, чтобы наши азербайджанские братья одержали победу в этих боях с наименьшими потерями,— заявил турецкий лидер.— Мы поддержим Азербайджан до конца".
Собеседники "Ъ" в Баку убеждены: импульс урегулированию нагорно-карабахского конфликта должна придать Россия. "Москва могла бы способствовать реализации договоренностей, которые позволят добиться вывода армянских вооруженных сил с территории Азербайджана,— говорит Расим Мусабеков.— Только при этом условии имеет смысл созывать саммит глав России, Азербайджана и Армении".
Сегодня ни в Ереване, ни в Баку не готовы вернуться к рассмотрению проекта договоренностей, обсуждавшегося на трехстороннем саммите в Казани в 2011 году при посредничестве тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева. Тогда стороны оказались максимально близки к выработке механизма по разрешению конфликта, однако в последний момент подписание соответствующего документа сорвалось.
Напомним, подготовленная в тот раз "дорожная карта" включала передачу захваченных армянами во время войны 1992-1994 годов азербайджанских территорий вокруг Нагорного Карабаха (Физулинский, Агдамский, Джебраильский, Зангеланский, Кубатлинский и Кельбаджарский районы плюс 13 сел в Лачинском районе), а также создание в Лачинском районе коридора, который связывал бы Армению и Нагорный Карабах. Определить статус Нагорного Карабаха планировалось через несколько лет на референдуме при условии возвращения беженцев (см. "Ъ" от 27 июня 2011 года).
Расим Мусабеков исключил возможность возвращения к договоренностям 2011 года. "Саммит в Казани должен был зафиксировать существующий статус-кво, от Азербайджана требовали гарантий неприменения силы в условиях продолжающейся бессрочной оккупации его территорий,— заявил он "Ъ".— Но в ответ мы слышали одни лишь туманные обещания о том, что когда-нибудь армянская сторона якобы выведет свои вооруженные силы". Не больше энтузиазма воспоминания о казанских переговорах вызывают и в Ереване. "Для нас немыслим сценарий, при котором мы передаем азербайджанцам не то что шесть районов, а даже три квадратных метра на линии соприкосновения",— уверяет Александр Искандерян. По его словам, линия обороны, которая была сооружена за эти годы, стоит миллиарды долларов и у армянской стороны нет никаких оснований менять ее конфигурацию, подвергая себя потенциальной опасности в будущем.
Посредничество Москвы
На этой неделе в Армению и Азербайджан запланировано сразу два визита представителей российского руководства. Опрошенные "Ъ" эксперты убеждены, что это позволит хотя бы отчасти снизить накал риторики вокруг армяно-азербайджанского конфликта.
6-7 апреля в Азербайджане будет находиться глава МИД РФ Сергей Лавров, а 7-8 в Ереване — премьер Дмитрий Медведев, который примет участие в заседании Евразийского межправительственного совета. Источники "Ъ" в российских госструктурах считают, что оба визита состоятся, несмотря на эскалацию нагорно-карабахского конфликта.
Официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Хаджизаде вчера заявил "Ъ", что не располагает информацией об изменениях в графике визита Сергея Лаврова в Баку. "Повестка визита не столько политическая, сколько экономическая, и будет перекликаться с ситуацией вокруг Нагорного Карабаха только отчасти,— пояснил господин Хаджизаде "Ъ".— Речь в первую очередь пойдет о будущих форматах трехстороннего сотрудничества между Россией, Азербайджаном и Ираном". Этот вопрос будет обсуждаться в ходе встречи глав МИДов трех стран — Сергея Лаврова, Эльмара Мамедъярова и Джавада Зарифа.
Замглавы администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов пояснил "Ъ", что в Баку предстоящим трехсторонним переговорам придают большое значение. Речь в ходе них пойдет о перспективах транспортного коридора Север—Юг — идее соединения железных дорог стран Северной Европы, России, Азербайджана, Ирана и далее — Пакистана и Индии.