Режим непрекращения огня
Корреспондент “Ъ” передает из зоны боевых действий в Нагорном Карабахе
На северных и юго-восточных границах Нагорного Карабаха продолжаются бои между вооруженными силами непризнанной республики и армией Азербайджана. В Карабахе уже похоронили первых жертв конфликта. В руководстве армии обороны НКР заявляют, что Азербайджан дважды объявлял о прекращении огня, но продолжал при этом наступать. Специальный корреспондент “Ъ” ИЛЬЯ БАРАБАНОВ убедился, что в НКР настроены воевать до выхода на прежние границы.
В селе Гергер в Мартунинском районе Карабаха в понедельник прощались с 12-летним Вагаршаком Григоряном. Он погиб во дворе школы в пригороде Мартуни утром 2 апреля, когда ситуация вдоль всей линии соприкосновения резко обострилась, а азербайджанские войска начали наступление на позиции армии НКР. Рядом с тремя детьми разорвался снаряд, выпущенный из «Града», Вагаршак погиб на месте, а его брат-близнец и еще один мальчик были ранены и сейчас находятся в больнице в Степанакерте.
В Гергере проживают около 700 человек, село считается не самым богатым, местные жители занимаются в основном разведением скота. Отец пострадавших детей служит офицером в карабахской армии. До линии фронта отсюда около 30 км. Пока люди, собравшиеся во дворе, ждали, когда вынесут гроб с погибшим, издалека слышались артиллерийские разрывы.
— Мы не хотим войны и даже нашему врагу такого не пожелаем,— рассказывала, стоя во дворе дома Григорянов, местная жительница Маргарита.— Не знаю, зачем азербайджанские военные били по школе, так что детям пришлось отсиживаться в подвале. Дети — это наше самое уязвимое место.
Около полудня гроб с телом вынесли из дома. Женщины плакали, мужчины смотрели себе под ноги, стараясь не встречаться взглядами. Длинная процессия потянулась на гору к маленькому сельскому кладбищу. Вагаршака Григоряна похоронили в нескольких метрах от могил 16 жителей Гергера, погибших в первую карабахскую войну.
Месроп Маргарян, главный врач республиканского детского медицинского центра в Степанакерте, куда доставили Геворка Григоряна и еще одного пострадавшего от обстрела мальчика, говорит, что состояние раненых стабильно тяжелое, они оба в сознании и проходят лечение.
— Когда 2 апреля утром мы узнали, что Мартуни бомбят с азербайджанской стороны, то сразу выехали туда с реанимобилем,— рассказывает медик.— У Геворка была тяжелая рана бедра, его оперировали на месте, перед тем как везти в Степанакерт. Второго пострадавшего, Вартана Андреасяна, доставили сразу к нам.
Данных о других пострадавших в результате обстрелов детях у медиков нет. Лекарствами и перевязочными материалами, по словам врача, больница обеспечена. Он проводит нас в палату с ранеными, рассказывает, что Вартану Андреасяну был установлен аппарат для фиксации бедренной кости.
— Мы подходили к школе, когда услышали взрыв, больше я ничего не помню,— говорит сам раненый.
Нет точных данных о потерях и у депутатов карабахского парламента. По словам главы комиссии по здравоохранению и социальным вопросам Арама Григоряна, в первый день боев карабахские военные потеряли 18 человек погибшими и 35 ранеными. Данные же за 3 и 4 апреля пока только обрабатываются. Накануне армянские СМИ распространили фотографии с телами двух пенсионеров, якобы убитых азербайджанскими военными в селе Талыш на севере республики. Экс-глава МИД НКР, депутат Георгий Петросян утверждает: «Это варварство совершила одна из диверсионно-разведывательных групп противника».
Его коллега Людмила Барсегян отмечает: «Симптоматично, что Ильхам Алиев в момент начала выступления был в Вашингтоне. Но мы убеждены, что скоро театр военных действий переместится на территорию врага и закончится этот конфликт так же, как в 1994 году». А депутат Гагик Бегунц и вовсе считает, что «с той стороны с нами будут воевать террористы ИГИЛ, их почерк чувствуется на временно захваченных территориях, а помогать им будут турецкие военные инструкторы».
Начальник оперативного отдела армии обороны Нагорного Карабаха полковник Виктор Арустамян в понедельник вечером также заявил, что, по данным Степанакерта, турецкие военные инструкторы помогают азербайджанской армии. Он сказал, что ожесточенные бои продолжались в течение всего дня. Карабахские силовики, по его утверждению, вернули большую часть утраченных прежде позиций, азербайджанские военные не смогли продвинуться дальше чем на 200–300 метров вглубь карабахской территории, а в районе Мартакерта был сбит их беспилотник. По данным на 11:00 понедельника, сообщил полковник Арустамян, карабахские вооруженные силы потеряли 20 человек убитыми и 72 ранеными, потери азербайджанской стороны в Степанакерте оценивают свыше 300 убитыми. По утверждению военных, армия НКР потеряла 7 танков и уничтожила 18 танков, 3 БМП, 6 беспилотников, 2 вертолета и 1 установку «Град» армии Азербайджана. «Если судить по категориям военного искусства, то происходящее на фронте подпадает под определение войны»,— резюмировал полковник Арустамян.
Президент Армении Серж Саргсян в понедельник на встрече с послами стран—членов ОБСЕ в Ереване заявил, что Армения «как сторона соглашения о прекращении огня 1994 года продолжит полноценно выполнять свои обязательства по обеспечению безопасности населения Нагорного Карабаха». Господин Саргсян «поручил МИДу начать работы по заключению договора о военной взаимопомощи с Карабахом» и подчеркнул, что «если военные действия будут продолжены и получат более широкий масштаб, Армения признает независимость НКР».