«До сих пор не решен чисто технический вопрос — кого на кого менять»
Реплика Дмитрия Дризе
5 апреля вступил в силу приговор Надежде Савченко. В марте Донецкий суд Ростовской области приговорил украинскую гражданку к 22-м годам колонии общего режима. Ее признали виновной в убийстве журналистов ВГТРК в Донбассе. С 6 апреля украинская военнослужащая намерена объявить сухую голодовку. Как сообщил один из ее адвокатов Николай Полозов в своем Twitter, Савченко требует вернуть ее на родину. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что обмен Савченко мог бы пойти на пользу как России, так и Украине.
Тема обмена Надежды Савченко несколько ушла в тень на фоне бурных событий последней недели, таких как обострение в Карабахе и так называемого «панамагейта». Адвокаты осужденной сообщили, что не будут обжаловать приговор суда по просьбе своего клиента, который не признает российское правосудие. Таким образом, в самое ближайшее время бывшая украинская военнослужащая, по идее, должна отправиться в места лишения свободы. Как сообщил адвокат Надежды Савченко Марк Фейгин, консультации по обмену сейчас идут, но финальное решение не принято. Понятно, что окончательный вердикт — за президентом России.
Есть самое вероятное и простое решение — отправить Савченко отбывать наказание на родину. Но в ответ Киев также должен сделать аналогичные шаги в отношении российских граждан. Возможно, до сих пор не решен чисто технический вопрос — кого на кого менять. Киев передавал Москве список своих осужденных, среди которых, в частности, режиссер Олег Сенцов. В свою очередь, Петр Порошенко заявлял, что готов обменять Надежду Савченко на российских граждан Александра Александрова и Евгения Ерофеева. А что касается требований Москвы — здесь ясности нет.
Были предположения, что Савченко обменяют на осужденных в США Виктора Бута и Константина Ярошенко. Хотя верится в это с трудом — при чем здесь Америка? К тому же она все это опровергла. Сторонники этой версии парируют: Москва предпочитает вести разговор исключительно с Вашингтоном как с непосредственным куратором Украины, поэтому ничего исключать нельзя. В итоге надежда на то, что обменяют, высока, но произойдет, это, скорее всего, лишь после сдвигов в российско-украинских отношениях. Пока таких не видно.
С другой стороны, российские официальные лица не раз заявляли, что говорить на тему обмена и в целом проводить какие-либо действия можно, обмен возможен как только приговор вступит в силу. Савченко специально его не обжалует, чтобы не затягивать процесс передачи ее на родину.
Так что теоретически сенсация возможна, тем более что она сходу отвлечет общественность от так называемого «панамагейта» и ударов компромата по России. Украине это тоже должно быть выгодно: возвращение героя затмит собой правительственный кризис, да и те же самые панамские разоблачения. Тем более что в этой истории Порошенко, в отличие от Путина, фигурирует лично как владелец офшора. И, наконец, вероятно совсем неожиданное и нестандартное решение. Так что ничего исключать нельзя.