Добрая половина

Как решение о дивидендах госкомпаний взбодрило фондовый рынок

Через считаные дни после решения правительства направить 50% прибыли госкомпаний на дивиденды индекс ММВБ побил рекорд 2007 года. Если такая политика будет продолжена не только в годы острой бюджетной недостаточности, исторические максимумы перестанут быть столь редкими. Помимо роста доходов инвесторов и бюджета это сулит еще и решение старой, как новая Россия, задачи — превращение наших акций в полноценный инструмент для привлечения денег в бизнес.

Дмитрий Медведев одним росчерком пера сорвал аплодисменты всего российского фондового рынка

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

ГЛЕБ БАРАНОВ

Заданная правительством загадка, занимавшая инвесторов в последние месяцы — какую долю прибыли пустят на дивиденды госкомпании,— если не разрешилась, то явно приблизилась к тому. "Я, кстати, подписал распоряжение правительства, которое определяет размер дивидендов, которые будут уплачивать компании с госучастием,— заявил во вторник в Госдуме премьер-министр Дмитрий Медведев.— Они составят сумму, которая не может быть менее 50% чистой прибыли".

И хотя о частных инвесторах Дмитрий Медведев, вероятно, думал в тот момент в последнюю очередь и даже несмотря на то, что для "Роснефтегаза" уже сделано исключение, фондовый рынок разразился продолжительными аплодисментами. В следующие дни котировки акций ряда госкомпаний, а с ними и индексы уверенно пошли в рост.

Особым успехом пользовался "Газпром". Спекулянты решили, что от него можно ожидать двузначной или близкой к тому дивидендной доходности, хотя накануне едва надеялись на 5%. И уже на следующий день "национальное достояние" стоило на 12% дороже. Росли и другие акции, и к утру четверга — не без помощи удачно подорожавшей нефти — индекс ММВБ побил исторический рекорд 1970,46, державшийся с декабря 2007 года.

Три полцарства

Само распоряжение правительства N705-р, из-за которого и поднялась вся эта суматоха, содержит несколько посылов органам исполнительной власти при формировании позиции РФ как акционера. И если первый, который был озвучен председателем правительства, способствовал росту акций, то некоторые другие пробудили в инвесторах сомнения.

В документе ясно говорится о том, что направляемая на дивиденды сумма "не может быть меньше" 50% от наибольшей из двух — чистой прибыли за 2015 год по МСФО либо по РСБУ (в последнем случае без учета переоценки акций дочерних компаний и относящегося к ним налога на прибыль). Для естественных монополий помимо названного есть третий вариант половины прибыли — не меньше учтенной ФАС при утверждении соответствующего тарифа.

Сумма выплат может быть и больше, поскольку распоряжение предписывает "направление чистой прибыли, не распределенной на финансирование инвестиционных проектов и иные цели, на выплату дивидендов". А сами инвестпроекты должны соответствовать "установленным в акционерном обществе требованиям доходности". Более того, правительство предписало принимать решения на основе анализа "экономической эффективности направления чистой прибыли на финансирование инвестиционных проектов и иные цели". В общем, неэффективные замыслы менеджмента должны материализовываться в виде выплат акционерам.

Правительство при этом намекает руководству компаний, чтобы оно и само поискало способы увеличить чистую прибыль. Иначе зачем, например, анализировать зависимость "размера вознаграждения членов исполнительных органов акционерного общества от достижения плановых показателей" и при этом изучать соотношение между последними и полученными на деле.

"Государство должно знать, на что они тратят деньги: на развитие или на корпоративы и какие-то другие развлечения, из чего складывается зарплата топ-менеджеров, связана ли она с результатами деятельности компании, и, соответственно реагировать",— словно специально для госкомпаний, сомневающихся в намерениях правительства, заявил премьер-министр в Госдуме.

Тем не менее сомнения остались у многих аналитиков. Все-таки кое-какие шансы в плане лоббирования снижения доли выплат формулировки постановления оставляют. Это, например, необходимость учитывать "размер заемных средств, используемых для финансирования инвестиционных проектов в случае недостаточности амортизационных ресурсов". Многим компаниям, как, скажем, тому же "Газпрому", пришлось бы привлекать средства, чтобы выполнить норматив по дивидендам.

Можно было бы, исходя из духа и буквы первых пунктов документа, сказать, что речь здесь может идти лишь о неувеличении доли дивидендов свыше 50% от прибыли. Однако и прежние успехи госкомпаний, и приводимые рядом СМИ данные о текущих лоббистских достижениях по оптимизации дивидендов "Роснефтегаза" не позволяют говорить этого наверняка.

Блюдечко с голубой каемочкой

Тем не менее, раз формально исключений распоряжение не предусматривает, вполне можно ожидать, что те будут единичными. Во всяком случае, правительство демонстрирует серьезность намерений и оценивает дополнительные поступления в бюджет от повышения нормы выплат в 100 млрд руб. Это означает, что больше, чем можно было ожидать, заплатят десятки компаний, акции которых котируются на бирже.

Другое дело, что больше — это не всегда достаточно много для того, чтобы покупать их. В первые дни после объявления новых норм выплат среди лидеров роста на ММВБ были "Газпром", ФСК ЕЭС, АЛРОСА и, вопреки всем утечкам информации, "Роснефть". При этом в ряде случаев инвестору по-прежнему приходилось гадать и верить (ну, или, что, конечно, звучит приличнее, глубоко анализировать неполные данные).

Так, отчетность "Газпрома" по МСФО в момент роста его акций еще не была раскрыта, а по РСБУ двузначной доходности никак не выходило. Обыкновенные акции "Транснефти" на ММВБ не котируются (все они находятся в федеральной собственности). По привилегированным же, которые, к слову, тоже выросли, для того, чтобы ожидать серьезного повышения дивидендов, нужен особый оптимизм: прежний опыт на подобное развитие событий не указывает, а акций этого типа у Росимущества нет.

"АЛРОСА показала в отчетности по МСФО прибыль в размере 30 674 млн руб. При распределении 50% от этой суммы на одну акцию приходится 2,08 руб. дивидендов, что дает доходность в 2,75% по сравнению с 2% годом ранее,— говорит аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев.— Также не слишком порадует и "РусГидро" с максимально возможной дивидендной доходностью в 4,21%, но, скорее всего, сумма чистой прибыли будет скорректирована — и получится еще меньше. А вот "Башнефть" может побаловать акционеров и дать до 196,74 руб. на акцию, что принесет дивидендную доходность в размере 6,84% по обыкновенным акциям и 10,28% по привилегированным".

И все же главный вопрос сейчас не в том, сколько именно на этот раз заплатит каждая из компаний и удастся ли кому-то отвертеться от повышения дивидендов. Важно, останутся ли эти события лишь ярким эпизодом, связанным с острой бюджетной недостаточностью, или же эта политика государства будет иметь продолжение. Ответ может серьезно повлиять на будущую оценку российских акций.

Назад в будущее

Есть свидетельства того, что, несмотря на обозначенный в распоряжении правительства интерес к прибыли лишь за 2015 год, он может распространиться и на следующие годы. Все-таки это лишь последнее в целом ряду предпринятых в последние годы усилий, приводивших к росту отчислений госкомпаний. Планы же отдельных министерств и ведомств в этом вопросе по-прежнему идут далеко, причем не только в будущее, но и в прошлое.

Как сообщил "Интерфакс", Росимущество разослало компаниям из спецперечня (у них позицию РФ как акционера формирует правительство) именно такие предписания к годовым общим собраниям (ГОСА). Они должны "обеспечить проведение мониторинга решений ГОСА в части распределения чистой прибыли АО Спецперечня по итогам деятельности в 2013-2014 годах". И если та осталась нераспределенной, надо представить "исчерпывающие обоснования принятия такого решения".

После этого, цитирует документ информагентство, необходимо "обеспечить устранение причин, послуживших основанием непринятия решения о распределении чистой прибыли АО Спецперечня, и рассмотрение вопроса о распределении нераспределенной чистой прибыли за 2013-2014 годы в рамках проведения ГОСА 2016". Так что некоторые оптимистические оценки дивидендов в этом году могут оказаться и пессимистичными.

Параллельно Минфин поднимает вопрос о сохранении 50-процентной доли дивидендных выплат от прибыли и на следующие годы. "Мы предлагаем правительству продлить действие этой нормы на 2017-2019 годы",— заявил уже в прошлую среду на расширенной коллегии министерства его глава Антон Силуанов.

Понятно, что упорство в отстаивании такой позиции будет очень сильно зависеть от бюджетной ситуации и, соответственно, цен на нефть. Однако если такая политика и в самом деле продолжится, выгода для бюджета и экономики может превзойти ожидания. Компании с госучастием занимают серьезную долю российского фондового рынка и заметно влияют на общий уровень его оценки. Делают они это как напрямую, через вес в индексах, так и опосредованно, задавая планку P/E, P/BV и пр., которую инвесторы считают для нас нормальной. Уровень этих коэффициентов в России очень невысок по мировым меркам ввиду в том числе и специфики обращения госкомпаний с заработанными деньгами.

За рубежом могут не платить дивиденды, поскольку инвестор больше выигрывает на росте акций, когда прибыль вкладывается в бизнес. Однако это работает лишь в том случае, если рынок готов платить за акцию больше приходящейся на нее балансовой стоимости. И сейчас это явно не про Россию.

Когда рубль, добавленный в балансовую стоимость, возвращается акционерам в виде копеек прироста капитализации, честнее просто отдать его им. И если госкомпании годами будут отдавать хотя бы половину, рынок это оценит. Тем более что часть дивидендов будет реинвестироваться в акции, хотя и не обязательно в акции тех же компаний.

В долгосрочной перспективе речь идет о существенных для нашего рынка суммах. Особенно если государство и в самом деле будет внимательнее относиться к эффективности инвестпроектов. Хотя и сам рост доли выплат ведет к повышению отдачи от расходования остающейся прибыли.

С годами, особенно на фоне падения процентных ставок, это сулит заметную положительную переоценку российских акций. А это уже плюс не только для инвесторов, но и для самих компаний, поскольку дает возможность успешно привлекать деньги, размещая акции. Сейчас такие случаи довольно редки, поскольку дешево делиться долей в хорошей компании разумные люди готовы редко (если только это не чиновники, занимающиеся приватизацией). Хорошую же цену сегодня получить непросто.

Но если наш рынок сможет полноценно выполнять функцию по привлечению средств в бизнес, выиграет и экономика, и бюджет. А чуть менее зажигательные корпоративы — не такая уж высокая цена за это.

Вся лента