Азербайджан не берет добровольцев на войну
Желающие отправиться в зону конфликта проводят в Баку патриотические акции
Азербайджанская столица находится в отдалении от линии боевых действий. Однако рост патриотических настроений здесь не меньше, чем в приграничных с зоной конфликта районах страны. Корреспондент "Ъ" КИРИЛЛ КРИВОШЕЕВ приехал в Баку и присоединился к шествию добровольцев, желающих отправиться на войну за Нагорный Карабах.
Патриотических плакатов в поддержку идеи освободить "оккупированные территории" в Баку не так уж много. То, что в Карабахе идут бои, можно понять из телерепортажей, которые показывают в местных кафе, и по флагам, размещенным на задних стеклах автомобилей или вывешенным на балконе.
На днях группы мужчин собирались возле административных зданий, требуя призвать их на фронт. На их требование власти отвечали отказом. В армии добровольцы не нужны — хватает личного состава.
Несмотря на это, и студенты, и бакинцы старшего возраста говорят о своей готовности идти на войну, "как только главнокомандующий отдаст приказ". Самая большая акция прошла возле администрации Наримановского района, где собрались около сотни человек. Отказываться от патриотического настроя жители Баку не собираются.
Часть дорог в центре Баку перекрыли полицейские. Останавливаемся возле одной из патрульных машин.
— Особого режима в городе не введено,— объясняет сержант.— Дорога перекрыта не из-за массовых шествий, а из-за строительства трассы для "Формулы-1".
Корреспондент "Ъ" принял участие в студенческих акциях. Они проходят с того дня, когда в зоне конфликта возобновились боевые действия. Молодежь небольшими группами ходит по городу, а затем собирается у Вечного огня на Аллее шехидов — месте захоронения героев азербайджанского народа, в том числе павших в войне за Карабах.
В группе человек 25. По-русски хорошо говорит лишь один из них. Спрашиваю, приходилось ли им когда-нибудь встречаться с армянами. Ребята отвечают, что нет. Интересуюсь, как, по их мнению, нужно поступить с армянами, если Нагорный Карабах перейдет Азербайджану. Говорят, что с мирными людьми готовы уживаться.
Поднявшись к смотровой площадке у Вечного огня, молодые люди вновь расходятся по городу. Они не выкрикивают лозунгов и не поют песен — просто ходят, иногда делают фотографии. Не задумываясь, участники акции выражают готовность идти на фронт хоть завтра.
— Мне жаль, что мы законсервировали этот конфликт в 1994 году, переложив его на плечи наших детей,— рассказывает ветеран войны 1990-х годов, военный эксперт Ильхам Агаларов.
— Кто хочет идти на войну? Да любой! — указывает он на парня, сидящего за соседним столом в чайхане. Тот соглашается: готов.
Сын Ильхама уже в армии. Сейчас — на линии соприкосновения. Сам Ильхам за дни боев успел побывать в районе, приграничном с зоной боевых действий. Он рассказывает: оттуда многие пытаются самостоятельно попасть на фронт, но их не пропускают на полицейских блокпостах. В местном военкомате говорят то же самое: на войне вы не нужны, армия сама справится.
— Мы ждали этого 22 года,— рассуждает собеседник "Ъ" о возобновлении боевых действий,— и хорошо подготовились. Армии всего хватает. Даже кровь для раненых не нужна — запасов хватает, а ведь многие хотят ее сдать.
Что касается будущего Карабаха, Ильхам видит его под азербайджанским флагом, но со статусом широкой автономии. Он делится сокровенным:
— Самая большая моя мечта — умереть в последнем бою. Если у нас не получилось вернуть нашу землю мирным путем — мы вернем ее военным. Но сейчас не последний бой, а вспышка. Она не решит проблему, но поможет показать Еревану наш решительный настрой.