Датчики для битья

Каких машин недосчитается российский авторынок

Обедневший российский авторынок станет еще беднее. Мало того, что почти все автопроизводители по экономическим причинам сокращают модельные линейки, так уже в обозримом будущем из-за новых правил в страну нельзя будет ввезти новый автомобиль, который официально не продается в России.

В 2017 году России предстоит очередной тест на опрокидывание авторынка

Фото: ImageBROKER RM/Anton Luhr/DIOMEDIA

АРТЕМ НИКИТИН

С 2017 года все новые машины, ввозимые в Россию или продаваемые в стране, должны быть оборудованы системой экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС), которая автоматически сообщает скорой о ДТП и передает точные координаты. По оценкам экспертов, на которых ссылается Минпромторг в комментарии "Деньгам", ЭРА-ГЛОНАСС позволит ежегодно спасать около четырех тысяч человек за счет уменьшения времени реагирования на аварии до 30%. Для ее установки, однако, надо пройти кучу сертификаций и разбить три тестовых автомобиля — в общем, заплатить миллионы рублей, а то и долларов. Крупные компании эти издержки, скорее всего, не заметят, а вот продавать малые партии люксовых автомобилей станет нерентабельно. Особенно на падающем российском рынке.

Внедрять ЭРА-ГЛОНАСС решили шесть лет назад. Проект был одобрен комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики при президенте РФ 28 октября 2009 года, а с 2012-го госзаказчиком является Минтранс. Официально же ЭРА-ГЛОНАСС вводится наднациональным органом — Евразийской экономической комиссией (как сообщили "Деньгам" в ЕЭК, именно ЭРА-ГЛОНАСС будет внедряться только в России, а Казахстан ведет разработку собственной системы). Поэтому главный документ здесь — техрегламент еще Таможенного союза N018 от 2011 года с поправками, внесенными ЕЭК в конце 2013 года.

О том, что для установки ЭРА-ГЛОНАСС надо сначала провести три краш-теста, в техрегламенте прямо не указано: вместо этого дается ссылка на правила N94 и 95 ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН, Россия является ее членом с 1947 года, а с 1958-го — подписантом международных соглашений о сертификации транспорта). Согласно этим правилам, изменения конструкции автомобиля требуют его проверки через фронтальный и боковой удар.

Откуда взялся тогда третий краш-тест? А его и нет пока. Дополнительный тест — это проверка на опрокидывание, и обязательным он станет только в 2017 году. По словам заместителя генерального директора ФГУП НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт — эксклюзивный испытатель автомобилей с ЭРА-ГЛОНАСС в России) Дениса Загарина, институт и так пошел навстречу бизнесу и разработал статический метод опрокидывания, при котором не надо разбивать автомобиль. Машина поднимается на платформе, и ЭРА-ГЛОНАСС должна сработать после отрыва колес. Однако автопроизводители сами настояли на динамическом методе (разгон, заезд колесом на бордюр и переворот на крышу), говорит Загарин, и НАМИ пошел им навстречу, продлив до 2019 года обязательный переход на статику.

Зачем компании захотели третий краш-тест? Это просто дешевле. Дело в том, что платформа переворачивается с низкой угловой скоростью — лишь 0,25 градуса в секунду, которую не могут считать датчики опрокидывания в автомобилях, рассказывает менеджер по сертификации General Motors Александр Гапошкин и эксперт Ассоциации европейского бизнеса. Поэтому для статического метода пришлось бы разрабатывать новые датчики. Это долго, дорого, а главное, "не имеет большого смысла при наличии современных систем безопасности, уже доказавших свою надежность, например шторок безопасности, которые срабатывают при опрокидывании". Представители Renault в России пояснили "Деньгам", что в реальных условиях автомобиль редко переворачивается в статике, разве что грузовики при съезде на обочину. Поэтому динамический метод эффективнее.

НАМИ предлагал совместить испытания на пассивную безопасность с тестированием ЭРА-ГЛОНАСС. "Мы же принимаем европейские сертификаты: а наши документы действуют в Европе",— говорит Загарин. Все так, но европейцы привыкли бить свои автомобили в домашних лабораториях, а в России — модели, предназначенные только для местного рынка.

Масла в огонь добавляет то, что в марте 2018 года обязательным к внедрению станет европейский аналог ЭРА-ГЛОНАСС — eCall, компании ждут двойные расходы.

Как отсрочить новую эру

Краш-тесты — малая часть трат, предстоящих автопроизводителям. Да и НАМИ предлагает делать боковой удар на автомобиле, который уже били фронтально, если конечно, автопроизводитель уверен, что система ЭРА-ГЛОНАСС сработает дважды. Также не требуется отдельно разбивать автомобили с дизельным и бензиновым двигателями одной модели: выбирается "наихудший" вариант, с большим весом, колесами большего радиуса и так далее, объясняет Загарин.

Самое дорогое — это сертификация ЭРА-ГЛОНАСС отдельно от автомобиля в лабораториях ЭРА (центр "Связь-сертификат" в Москве) и "Омега" (севастопольский филиал НИИР — Научно-исследовательского института радио). Второй европейские компании пользоваться не могут из-за угрозы санкций, поэтому лаборатория фактически одна и сильно перегружена.

ЭРА-ГЛОНАСС — это инфраструктура, а в лабораториях тестируются модули: коробки с модемом, громкоговорителем, кнопкой вызова, антенной и приемником GPS/ГЛОНАСС. Бортовое оборудование проверяется на соответствие 11 госстандартам, включая тесты на электромагнитную совместимость, виброустойчивость, защиту от пыли и влаги и на качество звука. "Одновременно с этим автопроизводителям нужно получить сертификаты на систему менеджмента качества ISO 9001 для заводов, на которых производятся комплектующие для ЭРА",— рассказывает директор по послепродажному обслуживанию "Ауди Центр Варшавка", ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Кирдяшов.

Телекоммуникационные модули (TCU), являющиеся ядром системы,— это не стандартное устройство, которое подходит для установки на все модели автомобилей всех марок. "Каждый изготовитель вынужден разрабатывать TCU индивидуально для своих марок, так как его необходимо совместить с уже имеющейся электронной архитектурой автомобиля,— говорит Гапошкин из GM.— В результате расходы на разработку системы, "внутреннюю" оценку соответствия (без которой невозможно начало официальной сертификации) и запуск в производство, оцениваются в миллионы долларов".

Неудивительно, что компании сейчас думают о том, как отсрочить установку ЭРА-ГЛОНАСС. Согласно техрегламенту, с 1 января 2015 года систему должны устанавливать на всех легковых автомобилях, которые получают ОТТС (сертификат одобрения типа транспортного средства).

Те, кто успел сертифицировать новую марку, скажем, в 2014 году, освобождаются от ЭРА-ГЛОНАСС на три года (срок действия ОТТС) — то есть как минимум до 2017-го. Но если компания успеет получить распространение ОТТС на "старый" тип до этого момента, то сможет им пользоваться еще три года — до 2019-го, говорит Гапошкин. По его словам, именно такой вывод следует из шестого абзаца преамбулы к приложению N2 техрегламента, а также из официальных писем НАМИ и Росстандарта.

Как утверждает Алексей Кирдяшов, многие автопроизводители провели сертификацию по такой схеме, которая предполагает, что во время смены поколений одной и той же модели новинку вписывают в действующий документ модели-предшественницы. "То есть в юридическом смысле абсолютно новый автомобиль является следующей модификацией авто прежнего поколения,— говорит он.— Это позволяет сэкономить деньги".

Крупные внедорожники и вовсе подпадают под исключение. С точки зрения правил ООН — это автобусы: их вес больше 2,5 т, а водительское сиденье находится выше 700 мм над землей. В НАМИ это исключение подтвердили. Поэтому для Land Cruiser, Range Rover, Chevrolet Tahoe и других "сараев" не нужно проводить краш-тесты, а ЭРА-ГЛОНАСС работает только при физическом нажатии на кнопку. Заметим, случаев, когда дорожная полиция требовала бы от водителей машин этого класса права на вождение автобуса, в России пока не отмечено.

Еще одна лазейка уже для спорткаров — возможность получения бессрочного ОТТС на малую партию (до 150 автомобилей). Но распространение ОТТС тогда можно будет сделать лишь на остаток этой партии.

Главная интрига в другом. В конце прошлого года МВД, Минпромторг и ФТС внесли поправки (от 11 ноября) в объединенный приказ МВД, Минпромэнерго, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134, которые обязывают вносить в техпаспорт (раздел "Особые отметки") номера устройства ЭРА-ГЛОНАСС. Гапошкин опасается, что это правило фактически обязывает установить систему на всех автомобилях без исключения с 2017 года.

При этом невозможным станет не только серый коммерческий импорт, но и частный ввоз новых спортивных автомобилей в Россию без ЭРА-ГЛОНАСС.

Однако подержанных моделей (старше трех лет) это, судя по всему, касаться не будет. Техрегламент трактует их как единичный ввоз для собственных нужд. Например, нельзя будет купить новенькую Tesla и привезти ее домой — завернут на таможне. А относительно "старенькую" — пожалуйста.

Вся лента