Александр Клячин вычислил большие данные
Он оказался совладельцем американского стартапа Habidatum
Владелец отеля "Метрополь" и гостиничной сети Azimut Александр Клячин, инвестировавший в технологические компании Comiten, R-Style и чуть больше месяца назад в результате обмена активами с "Яндексом" получивший около 4% интернет-компании, владеет и другими активами в IT-отрасли. Как выяснил "Ъ", у бизнесмена есть доля 25% в американском стартапе Habidatum International, специализирующемся на анализе и обработке данных из городской среды для инфраструктурных проектов в сфере транспорта, недвижимости и развития территории.
О том, что Александр Клячин стал совладельцем Habidatum, "Ъ" рассказал знакомый бизнесмена. По его словам, около года назад он приобрел 25% в стартапе, инвестировав в его развитие несколько миллионов долларов. "Клячин давно интересуется новыми цифровыми технологиями, ищет перспективные проекты для инвестиций в рамках диверсификации бизнеса",— отметил собеседник "Ъ", добавив, что господин Клячин давно знаком с президентом Habidatum Алексеем Новиковым, оба они выпускники геофака МГУ. Господин Новиков подтвердил "Ъ" эту информацию. Александр Клячин вчера был недоступен для комментариев.
Стартовавший в 2013 году проект Habidatum изначально создавался при поддержке московского офиса Thomson Reuters (господин Новиков до 2013 года работал там управляющим директором). В июне 2014 года в США, в штате Делавэр, была зарегистрирована компания Habidatum Intrenational Inc., головной офис которой, как указано на ее сайте, расположен в Нью-Йорке. Habidatum работает в сфере big data: компания разработала платформу для сбора и обработки информации, генерируемой жителями мегаполисов в автоматическом или полуавтоматическом режиме, например сигналов сотовых телефонов (перемещения, звонки, использование специальных функций), данных геолокации, информации персональных сенсоров (электронные карты и др.) и данных из соцсетей. Habidatum занимается анализом и визуализацией этих данных для инфраструктурных проектов в сфере транспорта, недвижимости, развития территории и городской экономики.
Как рассказал "Ъ" Алексей Новиков, основными пользователями Habidatum являются администрации крупных городов и обслуживающие их управляющие компании, а также бизнес-структуры, работающие в сфере транспорта, туризма, управления недвижимостью и crowd management. У компании, по его словам, уже есть контракты в США, Азии, Европе и России. Финансовые показатели Habidatum Intrenational не раскрывает. В числе реализованных проектов — "Ментальная география москвичей" (исследование образа жизни жителей спальных районов Москвы на основании обработки переписки в соцсетях) и "Chronotope City" (анализ использования общественного пространства на улицах на примере Москвы и Нью-Йорка).
По данным IDC, мировой рынок big data в ближайшие годы будет расти в среднем на 23,1%, и к 2019 году его объем составит $48,6 млрд. Среди сегментов с наиболее высокими темпами роста затрат на big data аналитики отмечают рынок ценных бумаг и инвестиционных услуг (в среднем на 26% в год), банковскую сферу (26%) и медийную отрасль (25%).
Это не первая инвестиция Александра Клячина на рынке IT. В 2009 году он инвестировал средства в небольшую телекоммуникационную компанию Comiten, а в 2012 году приобрел контрольный пакет системного интегратора R-Style. И наконец, чуть больше месяца назад в результате сделки по обмену активами с "Яндексом" господин Клячин получил около 4% интернет-компании.
Первым проектом Habidatum, согласно информации на ее же сайте, был анализ и визуализация паттернов мобильности в 2013 году в Москве на основе данных сотовой связи. "На тот момент у Habidatum не было никакой платформы для анализа и обработки данных — компания занималась лишь их визуализацией. Этот проект был реализован совместно с "МегаФоном", обработка и анализ данных осуществлялись именно на платформе оператора,— утверждает управляющий директор по развитию IT-проектов USM Advisors Михаил Дубин (ранее занимал должность замгендиректора "МегаФона".— "Ъ").— В "МегаФоне" над ее созданием работало несколько десятков разработчиков на протяжении четырех лет, после чего она была выделена в отдельную компанию — oneFactor". По мнению еще одного источника в IT-отрасли, за прошедшее время у Habidatum не могла появиться собственная платформа для анализа "больших данных", и они, вероятно, "по-прежнему занимаются лишь визуализацией данных, хотя алгоритмы обработки данных гораздо ценнее и стоят дороже".