Журналисты хотят заработать без сервильности
На медиафоруме ОНФ обсудили «новые медиа»
В первый день медиафорума «Правда и справедливость», который ежегодно с участием президента Владимира Путина организует его движение «Народный фронт» в Санкт-Петербурге, журналисты зафиксировали снижение объемов традиционной рекламы и необходимость искать новые методы заработка при использовании современных каналов потребления медиа. Представители СМИ предупреждают, что особенности восприятия электронных новостей могут подталкивать к поверхностной или сервильной журналистике.
Если в прошлом году на медиафоруме ОНФ гуру медийного рынка предупреждали региональные СМИ, что им придется меняться под воздействием соцсетей, мессенджеров и новостных агрегаторов, то на этот раз региональные СМИ делились богатым опытом создания комбинированных информационных продуктов, в том числе на базе массовых социальных сетей. Не имея собственных ресурсов для создания и обслуживания сайтов, журналисты в регионах зачастую создают небольшие СМИ на страницах «ВКонтакте», в Facebook, однако при этом сталкиваются с незащищенностью перед сетями, которые могут с легкостью закрыть или заблокировать подобную группу, страхуя себя от обвинений со стороны государства. Глава дирекции информационных технологий Russia Today Тина Бережная советовала таким СМИ, удерживая свою «группу лояльных пользователей», переходить на другие ресурсы. А гендиректор «ФедералПресс» Иван Еремин уговаривал регионалов, что зависимость от соцсетей «надо воспринимать как данность, и учиться с этим работать, поскольку эта зависимость огромна».
Для большей устойчивости газеты или телеканалы создают комбинированные продукты, используя как традиционные каналы потребления медиа, так и новые, электронные, где зачастую кроме текстового присутствуют аудио и видео контент. При этом они сталкиваются с незаконной перепечаткой содержания своих СМИ и невозможностью защитить интеллектуальный продукт. Комбинированные медийные продукты стирают границу между радио, газетами, информагентствами и телеканалами, но остро ставят вопросы: как заработать в новых условиях, сохранить качество журналистики. Главный редактор Lifenews Анатолий Сулейманов напомнил, что согласно исследованиям восприятия интернет-новостей, потребитель концентрирует свое внимание на одной новости около 30 секунд, поэтому короткие новости становятся наиболее ходовым товаром. Впрочем, если новости становятся более быстрыми и поверхностными, то некоторая доля читателей остается и у жанров аналитики, расследований.
Сопредседатель центрального совета сторонников «Единой России», гендиректор телеканала «Санкт-Петербург» Сергей Боярский (он намерен баллотироваться в Госдуму по списку «Единой России» в Санкт-Петербурге.— “Ъ”) предложил пересмотреть закон о рекламе. «Чтобы нам четче дали понять, что такое информирование: когда можно печатать генерального директора какой-то компании, а когда нельзя?» — отметил он. Заместитель главного редактора ТАСС Дарья Пенчилова предупредила, что в условиях кризиса, «когда очень хочется заработать, начинается торговля лояльностью и реклама несет такую угрозу».
Поскольку первый день медиафорума был посвящен проблемам выживания медиаотрасли, политические вопросы и предстоящая избирательная кампания в Госдуму не затрагивались. Возможность задать такие вопросы представителям МИД, администрации президента и политологам у журналистов будет в среду, когда на форуме выступит первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин. В четверг журналисты пообщаются с президентом Владимиром Путиным. Можно предположить, что именно на медиафоруме Владимир Путин не обойдет вниманием международное расследование журналистов о панамских офшорах, которые в Кремле назвали «вбросом» по отношению к президенту РФ.
СМИ обучат не бояться губернаторов
А августе прошлого года в Крыму прошла СМИ-смена молодежного лагеря «Таврида», на которой один из партнеров смены, Общероссийский народный фронт (ОНФ), обучает журналистов из субъектов РФ, как конструктивно противостоять региональным властям. В ОНФ недовольны тем, что губернаторы, особенно в выборных регионах, вновь нарастили траты на информационную политику. При этом «фронтовики» имеют свои интересы на выборах: сопредседатель ОНФ Александр Бречалов собирается лично поддержать как минимум десять лидеров общественного мнения на выборах в Госдуму. Читайте подробнее