На южный фронт подошло перемирие
Корреспондент “Ъ” услышал, как в Карабахе почти перестали стрелять
Карабахские военные осторожно говорят о перемирии, намекая, что армии Азербайджана не удалось решить поставленных перед ней задач. Специальный корреспондент “Ъ” ИЛЬЯ БАРАБАНОВ побывал на южном участке фронта и убедился, что как минимум сегодня огонь там и правда не велся.
Город Гадрут расположен в 70 км к югу от столицы Нагорного Карабаха. По дороге туда мы периодически обгоняем грузовики со снарядами, которые медленно тянутся к фронту. До линии соприкосновения отсюда еще пара десятков километров, и хотя сам город до сегодняшнего дня не обстреливался, канонаду слышали здесь ежедневно, улицы пустынны, поскольку многие жители решили выехать подальше от линии фронта.
— Мы не боимся здесь жить, но боимся за наших ребят, которые там, на фронте,— говорит директор местного исторического музея Ани.
Ее отец служит в армии, дядя ушел добровольцем, как только по всей линии соприкосновения начались столкновения. Экспозицию музея решено пока не эвакуировать, так что она настойчиво предлагает зайти в гости, если будет время: «У нас есть экспозиция не только про первую войну, но и другие документы, доказывающие, что на этой земле постоянно жили наши предки».
Хозяин одного из домов подтверждает: многие соседи предпочли временно покинуть Гадрут. Сам он уезжать не собирается и приводит в порядок подвал на случай бомбежек.
Еще 4 апреля командование армии обороны Нагорного Карабаха называло южный участок фронта одним из самых напряженных, наравне с окрестностями города Мартакерт к северу от Степанакерта. Здесь, на юге, признавали военные, армии Азербайджана удалось не только занять несколько стратегически важных позиций во время своего наступления в ночь с 1 на 2 апреля, но и удержать их в последующие дни.
Чтобы попасть от Гадрута на фронт, необходимо еще около 40 км проехать на юг по разбитым сельским дорогам через перевалы. Здесь сходятся сразу три границы: карабахская с азербайджанской, река Аракс отделяет нас от Ирана, а у дороги стоит предупреждающий щит «Внимание, вы входите в приграничную полосу». 3 апреля иранские СМИ сообщали, что три снаряда, выпущенные в зоне конфликта, залетели на территорию их государства и упали в населенном пункте Хода-Афарин.
В этой самой южной части Нагорного Карабаха мирных жителей нет. По обе стороны дороги видны лишь руины разрушенных и оставленных более 20 лет назад азербайджанских сел. В самом крупном из них, Джебраиле, расквартирована воинская часть армии обороны НКР. Вдоль дороги стоят несколько самоходок, обращенных стволами в сторону азербайджанской территории. Военные показывают воронки от снарядов, выпущенных из «Града» и, как они утверждают, «Смерча».
— Можно сказать, что против нас использовали запрещенные международными конвенциями вооружения,— настаивает замначальника пресс-службы карабахской армии Сурен Сарумян.
Неподалеку расположились на позиции военные. В землю вкопано несколько гаубиц Д-30, огневые точки соединены траншеями, тут же оборудовано несколько блиндажей.
— Мы не хотим войны, но если будет надо, победа будет наша,— говорит один из солдат.
Военные утверждают, что их позиция обстреливалась по 15 раз в день, показывают воронки, оставшиеся от упавших накануне снарядов. Связь в этих местах работает с перебоями, но в этот момент начинают поступать первые сообщения о том, что Армения с Азербайджаном договорились о перемирии и прекращении огня. Солдаты признают: последний раз их позиция обстреливалась еще ночью. Но это очевидно и так: за те несколько часов, что мы находимся в непосредственной близости от линии соприкосновения, ни одного залпа или разрыва слышно не было.
— Противник, используя эффект внезапности, напал на нас, но, получив отпор и понеся потери в живой силе, вынужден был остановиться,— получив, видимо, подтверждение заключения перемирия, выступить перед журналистами решил полковник Давид Давитсян.— Они хотели занять выгодные позиции на нашей территории, хотели поднять авторитет армии, показать свою силу. Но противник забыл уроки прежней войны и не ожидал такого отпора.
Добавив, что Нагорный Карабах нацелен на мирное урегулирование, полковник завершил выступление словами о том, что армия всегда готова решить его военным путем.
Спустя пару часов на лентах информационных агентств со ссылкой на армию обороны НКР появились сообщения о том, что Азербайджан нарушает установленное перемирие. Об этом же говорили и на вечернем брифинге руководства армии обороны, где уточнили, что после заключения перемирия обстрелы в нескольких районах вдоль линии соприкосновения все же продолжались, но было их значительно меньше. Ответный огонь, утверждают в командовании армии НКР, не открывался. Представитель администрации президента Нагорного Карабаха Давид Бабаян, в свою очередь, сказал “Ъ”: «С 12 часов дня огонь остановлен, и пока, кажется, перемирие удается относительно соблюдать».