Чемодан, еда, «Победа»
Ространснадзор подкорректировал правила лоукостера
Практика работы созданного «Аэрофлотом» лоукостера «Победа» вызвала недовольство Ространснадзора. После жалобы из Общественной палаты регулятор признал несправедливыми ограничения провоза багажа на борту самолета и отсутствие питания. В «Победе» считают претензии необоснованными, а юристы отмечают, что действующие нормы воздушного законодательства имеют неоднозначную трактовку.
Ространснадзор обязал дочернего лоукостера «Аэрофлота» «Победа» изменить жесткие ограничения по провозу багажа и ввести питание на рейсах. Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на письмо и. о. главы Ространснадзора Сергея Сарицкого. Поводом для проверки стало обращение в службу заместителя секретаря Общественной палаты (ОП) Сергея Орджоникидзе. Как сообщил “Ъ” господин Орджоникидзе, в ОП поступили жалобы от ее члена Дмитрия Чугунова, зампреда комитета по образованию Госдумы Алены Аршиновой и частного лица. В запросе они требовали разобраться в правилах авиакомпании и тарифах на провоз багажа и ручной клади. Дмитрий Чугунов уточнил “Ъ”, что его конфликт с лоукостером произошел осенью 2015 года и был спровоцирован «невежливым отношением персонала к пассажирам и условиями провоза личных вещей и багажа на борту». Господин Чугунов отказался дополнительно оплатить три места ручной клади общим весом до 10 кг и был снят с рейса. Его возмутило также отсутствие «адекватной информации о тарифах».
Согласно Воздушному кодексу, пассажир может бесплатно провезти до 10 кг багажа, авиакомпании не могут ужесточать эту норму. На борт самолета можно пронести дамскую сумочку или портфель, папку для бумаг, зонтик, верхнюю одежду, книги, детское питание, телефон, детскую люльку и подобные небольшие предметы. Правила «Победы» разрешают бесплатный провоз вещей до 10 кг, но любой такой пакет, рюкзак или ручную кладь компания требует сдать в багаж, иначе за каждое место на борту нужно платить от 999 руб. до 2 тыс. руб. (€25–35 для международных рейсов). Ространснадзор счел, что эти правила «не соответствуют требованиям воздушного законодательства и ухудшают уровень обслуживания пассажиров». Служба в письме заявила, что лоукостер нарушает «нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире», то есть перевозчик взимает плату за вещи, «разрешенные к перевозке сверх нормы бесплатного провоза багажа без взимания платы». Ространснадзор также не устроили условия предоставления питания на рейсах, то есть их отсутствие. Как сообщил “Ъ” господин Орджоникидзе, в его письме регулятору претензии по питанию отсутствовали.
В «Победе» подтвердили факт получения предписания, но заявили, что не согласны с претензиями. Там отметили, что строго соблюдают требования Воздушного кодекса: личные вещи, регламентированные перечнем, допускаются к бесплатному провозу в салоне, а одно место багажа до 10 кг допускается к бесплатной перевозке — в багажном отсеке. Также в авиакомпании сообщили, что питание на борту, согласно законодательству, может не предоставляться, если это зафиксировано в правилах авиакомпании и пассажир уведомлен об этом до покупки билета.
Правила «Победы» по ручной клади жестче, чем у других лоукостеров. По правилам крупнейшего европейского лоукостера Ryanair пассажир может бесплатно пронести на борт ручную кладь до 10 кг размером 55x40x20 см и сумку 35x20x20 см (включая товары, купленные в tax free). Если размер клади больше, то пассажиру могут отказать в перевозке багажа или, если возможно, разрешить за плату — £50 или €50. «Победа» предлагает тариф на провоз пакетов duty free: для полета из РФ — 700 руб., для остальных аэропортов — €10.
Заместитель главы Ространснадзора Владимир Черток пояснил “Ъ”, что претензия касается качества услуг, а не безопасности полетов. «Сейчас на российском рынке работают 13 иностранных лоукостеров и один российский. Причем правила работы, по сути, единые — низкая стоимость перевозки за счет экономии. При возникновении подобных вопросов регулятору следует проверять всех для сохранения на рынке конкурентоспособности»,— считает господин Черток.
Старший юрист адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Андрей Порфирьев отмечает, что авиационные правила, «к примеру, обязывают предоставлять прохладительные напитки (воду), но никак не горячие, и тем более питание, если пассажир об этом заранее предупрежден». В отношении багажа все не так однозначно, отмечает юрист, поскольку есть положения, касающиеся вопросов безопасности (например, по перевозке колясок), а есть спорные положения (например, по ноутбуку).