Топливный сектор теряет доходность

ЕБРР не советует властям вкладываться в нефть, газ и уголь

К 2035 году доходность в российском нефтяном секторе снизится в два раза, в угольном — в полтора, в секторе природного газа — на 30%, свидетельствуют данные исследования Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Эксперты ЕБРР проанализировали влияние мер глобальной климатической политики на спрос на ископаемое топливо. В качестве альтернативы эксперты банка предлагают ограничивать долгосрочные масштабные инвестиции в сектор и развивать низкоуглеродную экономику, вводя меры углеродного регулирования.

Фото: Nick Oxford , Reuters

Аналитики ЕБРР подсчитали экономический эффект от введения глобальных и национальных мер климатической политики, нацеленных на удержание повышения температуры на планете в пределах двух градусов Цельсия к концу века (в том числе выполнения национальных планов сокращения выбросов парниковых газов к 2030 году, заявленных в утвержденном в декабре 2015 года Парижском соглашении.

Как говорится в отчете «Правительственные активы: риски и возможности в меняющемся ландшафте климатической политики», в результате реализации климатических мер мир ожидает снижение спроса на традиционные энергоносители, дальнейшее падение объемов инвестиций в сектор, а также сохранение долгосрочного тренда на низкие цены на рынке нефти и газа. При этом в наибольшем выигрыше окажутся страны—импортеры энергоресурсов, а в проигрыше — как раз экспортеры. ЕБРР решил проанализировать последствия подобных макроэкономических изменений для бюджетов стран, являющихся крупными энергопроизводителями или экспортерами, в которых банк вкладывается в проекты, в том числе связанные с энергетическим сектором и инфраструктурой,— РФ, Казахстана, Украины, Польши, Азербайджана, Египта, Туркмении и Турции. Отметим, правда, что с июля 2014 года банк временно не осуществляет новых инвестиций в РФ, неформально присоединившись к международным санкциям.

По данным исследования, в случае реализации международных климатических мер доходность нефтяного сектора в РФ упадет в два раза. Так, экономическая ценность российской нефти для производителей снизится с $1,25 трлн до $630 млрд к 2035 году (основное снижение доходов ожидается после 2025 года). При этом риски потерь для правительства составят порядка $515 млрд, а для частных инвесторов — $107 млрд.

Аналогичное снижение доходности ожидается в секторе энергетических углей — прежде всего ввиду падения объемов российского экспорта в ЕС и Китай. Так, доходность угольной отрасли снизится с $215 млрд до $151 млрд, притом что основные убытки понесут частные инвесторы, а не государство (из-за почти полной приватизации отрасли). Впрочем, падение доходов в отрасли может привести к значительному росту безработицы в угольных регионах и последующему росту социальных выплат. Сектор коксующегося угля (используемого прежде всего в сталелитейном производстве) будет в наименьшей степени подвержен снижению доходности, главным образом ввиду стабильного внутреннего потребления.

Убытки российского газового сектора будут связаны со снижением экспорта в ЕС (на фоне роста экспорта в Китай) и уменьшением внутреннего потребления газа. Наибольшие потери понесет государство (имеющее существенную долю в большинстве газовых компаний) — его доходы упадут на 30%, с $650 млрд до $458 млрд.

В качестве мер адаптации и предотвращения потерь ЕБРР советует правительствам энергоэкспортеров (в том числе РФ) крайне осмотрительно планировать крупномасштабные инвестиции в сектор, избегать долгосрочных вложений, которые могут потенциально ограничить возможность быстрого реагирования на изменение мировой конъюнктуры. Аналитики банка советуют развивать альтернативные низкоуглеродные источники энергии (как это уже начинают делать ряд стран региона Персидского залива, в том числе ОАЭ и Саудовская Аравия), а для перенаправления инвестиций использовать углеродные налоги или другие способы углеродного регулирования и поддержки развития ВИЭ. ЕБРР предлагает также реформировать налоговое законодательство в странах с целью повышения энергоэффективности — полученные доходы от налогов и сэкономленные от невыплаченных субсидий средства можно будет направить на модернизацию инфраструктуры или строительство новых объектов энергетики на основе ВИЭ.

Аналитики банка также советуют рассмотреть возможность вывода государственных и частных активов из традиционных энергоносителей (прежде всего из угольного сектора) и реформировать экономику с целью ее адаптации к долгосрочному тренду на низкие цены на традиционные энергоресурсы.

Ангелина Давыдова


Нефть согласилась померзнуть

Владимир Путин в начале марта получил формальное согласие российских нефтяников на заморозку добычи на уровне января. Выполнить это будет несложно: ни Минэнерго, ни эксперты и до этого не ожидали роста в 2016 году, а новые вводы компенсируются сокращением добычи на старых месторождениях. В ответ отрасль попросила президента сохранить нынешнюю налоговую нагрузку. Читайте подробнее

Вся лента