«Грядущий визит президента Путина в Грецию мы считаем чрезвычайно важным»

Представитель правительства Греции Ольга Геровасили рассказала “Ъ” о сотрудничестве в условиях санкций

В Москве прошли первые мероприятия в рамках перекрестного года культуры России и Греции. Для участия в них российскую столицу посетила масштабная греческая делегация. Один из членов этой делегации, официальный представитель правительства Греции ОЛЬГА ГЕРОВАСИЛИ рассказала корреспонденту “Ъ” ПАВЛУ ТАРАСЕНКО, трудно ли развивать двусторонние политические и экономические отношения в условиях санкций, а также чего Греция ждет от партнеров по Евросоюзу и Турции в вопросах борьбы с наплывом мигрантов.

Официальный представитель правительства Греции Ольга Геровасили

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

— Учитывая сохраняющиеся санкции и прочие разногласия между Россией и Западом, как вы можете охарактеризовать нынешние российско-греческие отношения?

— Греция и Россия традиционно поддерживают тесные связи, основанные на дружбе и взаимоуважении, основанные на наших культурных и общих религиозных традициях. Конечно, санкции не были в интересах ни одной из двух стран. Тем не менее Греция — член ЕС, и имеет соответствующие обязательства. Но мы начали диалог (и я думаю, он будет лишь развиваться) с целью преодоления проблем, возникших из-за санкций и контрсанкций, в частности, минимизирования ущерба для греческой экономики. От контрмер и эмбарго на сельскохозяйственную продукцию пострадал наш экспорт: в 2013 году объем экспорта греческой продукции в Россию уменьшился на треть. Точных данных по следующим годам у нас пока нет. И конечно же, очень сильно упал туризм. В прошлом году упал больше, чем мы ожидали.

— Есть ли надежда на изменение ситуации?

— Мы делаем все возможное. В частности, в апреле, как ожидается, состоится встреча рабочей группы смешанной российско-греческой межправительственной комиссии. Мы активно работаем на уровне государственных учреждений, торговых палат и ассоциаций, а также отдельных компаний. Если говорить о туризме, то мы ожидаем, что в этом году благодаря перекрестному году России и Греции поток ваших граждан в нашу страну увеличится. Учитывая договоренности, достигнутые с крупными российскими туроператорами, мы рассчитываем получить в два раза больше туристов, чем было в прошлом году.

— Консульства Греции готовы к этому?

— По нашим оценкам, запросов на визы будет действительно много. Греческие консульские отделы делают все возможное для того, чтобы визы выдавались оперативно и без каких-либо проблем. Обсуждается много вариантов (упрощения процедуры получения виз.— “Ъ”), мы проследим за развитием ситуации и будем реагировать соответствующим образом. Обещаю, мы сделаем все возможное, чтобы обеспечить своевременную выдачу виз — за счет увеличения числа персонала и ускорения процедур. Кроме того, в целях ускорения обслуживания российских граждан во многих городах России скоро откроются новые визовые центры.

Кроме того, Министерство туризма обсуждает с греческими компаниями возможности предоставления скидок для российских граждан. Например, в ближайшие дни будет объявлено, что многие греческие компании будут предлагать 20-процентную скидку для российских туристов в течение всего сезона. Это касается отдельных компаний, которые договорились с Министерством туризма.

— А политическому сотрудничеству «война санкций» нанесла серьезный урон?

— Наши отношения и политический диалог остаются на очень высоком уровне. В прошлом году премьер-министр Алексис Ципрас дважды посетил Россию. Это поездки были весомым доказательством того, что нынешнее греческое правительство твердо нацелено на укрепление и расширение диалога между двумя странами. И, как нам было объявлено, в конце мая ожидается визит президента Путина в Грецию. Грядущий визит мы считаем чрезвычайно важным.

— А в планах премьера Ципраса есть новая поездка в Россию?

На данном этапе нет. Не могу сказать, что есть какие-то договоренности. Но думаю, что премьер-министр был бы рад еще много раз приехать в Россию.

— Власти России говорят, что число стран ЕС, выступающих против санкций и за нормализацию отношений с Москвой, постоянно растет. Вы согласны с такой оценкой?

— Я вам уже рассказала позицию греческой стороны. С нашей стороны мы развиваем диалог и в рамках Евросоюза по вопросу санкций. Они не в интересах ни Греции, ни России, ни многих стран ЕС.

— Перейдем к другой актуальной теме — миграционный кризис. На этой неделе из Греции выслали первых нелегальных мигрантов в рамках соглашения с Анкарой. Можете подвести какие-то предварительные итоги?

— Действительно, 4 апреля начала выполняться договоренность о реадмиссии, предусмотренная соглашением между ЕС и Турцией. Существует также ранее заключенный протокол между Турцией и Грецией, на основе которого мы с начала года уже вернули около 650 нелегальных мигрантов. Соглашение же между ЕС и Турцией, как я вам сказала, вступило в силу только что, и пока говорить о результатах рано. Накануне первые люди были возвращены в другие страны, но это были афганцы и пакистанцы, а не сирийцы. За исключением двоих сирийцев, которые добровольно попросили вернуть их на родину.

— Как определяется, кого будут высылать, а кого нет?

— Согласно договоренностям, мы информируем мигрантов о том, что они могут попросить убежища. Каждое их заявление рассматривается в индивидуальном порядке. Предусмотрено, что процесс рассмотрения будет занимать максимум 15 дней. Те, кто имеет право на получение статуса беженца, будут перевезены с островов и других горячих точек на материк и подпадут под программу расселения по территории ЕС. Те, кто не имеет права на убежище, должны будут вернуться в Турцию. Мы делаем все необходимое для укрепления служб по работе с беженцами, принимаем помощь других европейских стран — они помогают нам квалифицированным персоналом, что позволяет справиться с большим числом заявок и ускорять процесс. Мы хотим, чтобы рассмотрение каждого заявления о предоставлении убежища проходило быстро, эффективно и, конечно, на основе принципов права и международных договоренностей, касающихся беженцев. Мы считаем это важным и очень осторожно относимся к этому процессу. На прошлой неделе национальное законодательство Греции было скорректировано в соответствии с международными соглашениями. Цель этого шага — в полном объеме обеспечить соблюдение прав беженцев. Остается дождаться соответствующих шагов и со стороны Турции.

— Но в СМИ появлялись жалобы ряда мигрантов о том, что их выслали, не предоставив достаточно времени для подачи документов на получение убежища.

— Первые несколько дней всегда есть трудности и недостаток информации. Мы стараемся его ликвидировать, проинформировать всех об их правах и о необходимости подать заявку. Со стороны мигрантов при этом иногда чувствуется скептический настрой по отношению к греческим властям. Существует страх и недоверие, что вполне понятно — мы говорим о людях, которые были вынуждены покинуть свои дома, рискнуть своей жизнью и жизнью своих детей. Но я надеюсь, что очень скоро система полного информирования людей о процедурах (для подачи заявки на получение статуса беженца.— “Ъ”) будет налажена.

— Обычно потоки беженцев увеличиваются весной и летом. Вы готовы к новому витку?

— Одно из обязательств Турции, внесенное в соглашение,— сокращение потока беженцев. В последнее время к нам прибывает около 100–300 человек в день, тогда как ранее счет шел на тысячи. Но вы знаете, что беженцы шли к нам и в течение всей зимы — за исключением нескольких дней, когда погодные условия были совсем экстремальными. Итак, одним из обязательств Турции является сокращение потока беженцев, а также борьба с нелегальными перевозчиками людей. Эти явления оскорбляют человеческую цивилизацию. Посмотрим, как Турция будет выполнять взятые на себя обязательства.

— Ранее премьер России Дмитрий Медведев говорил, что у нашей страны есть богатый опыт в плане приема беженцев и что мы готовы этим опытом поделиться. Ведутся ли разговоры на эту тему между руководством Греции и России?

— С первого дня кризиса мы считали, что решение вопроса с потоком беженцев — крупнейшим после мировых войн — выходит за рамки возможностей одной страны. Поэтому с самого начала мы говорили, что эта проблема не национального уровня, а международного. Греция для многих мигрантов — страна первого въезда в ЕС, и конечно, на нас из-за географического положения лежит особый груз. Учитывая экономический кризис, справиться с этим в одиночку мы не можем. Поэтому любая дискуссия на эту тему с любой дружественной нам страной, безусловно, имеет положительное значение.

— Вы упомянули о кризисе. Можно ли говорить, что пик экономических проблем в Греции пройден?

— Сейчас у нас критический момент — первая оценка ситуации в соответствии с соглашением, которого мы заключили летом с кредиторами. Представители всех четырех структур (МВФ, Еврокомиссии, ЕЦБ и Европейского механизма стабильности.— “Ъ”) находятся в Греции. С кредиторами у нас есть схожие точки, но остаются и различия. Так или иначе, мы неоднократно заявляли, что будем делать все необходимое для реализации именно того, что было согласовано летом. Не более и не менее.

Представители вовлеченных в процесс европейских институтов публично заявляют, что оценка ситуации в Греции должна пройти быстро — учитывая то, что ЕС не в состоянии одновременно эффективно справляться с двумя кризисами — экономическим и миграционным. Мы рассчитываем, что процедура оценки ситуации будет завершена в конце апреля или в мае. После этого начнется новый этап стабильности в экономической и социальной жизни. Мы считаем, что вторая половина 2016 года будет фазой восстановления греческой экономики.

Вся лента