Что покажет фестиваль Dance Open в Петербурге
С 16 по 25 апреля в Петербурге пройдет XV Международный балетный фестиваль Dance Open. Первые 12 лет своей жизни он просуществовал как образовательно-развлекательный: организовывал мастер-классы для балетных детей из разных стран мира, а широкую публику услаждал гала-концертами — звездными по составу артистов и вполне консервативными по содержимому. Однако в последние три года с Dance Open случилось загадочное преображение. Нет, дети, жаждущие приникнуть к истокам "вагановской системы", в Петербург съезжаются как и раньше. И по-прежнему звездных участников гала международное жюри одаривает хрустальными ножками Анны Павловой: "мисс Очарование", "мистера Виртуозность" и прочих победителей назовут 25 апреля, после финального концерта. Однако фестивальные программы обрели рискованную актуальность, в Петербург зачастили европейские труппы со свежей репертуарной продукцией. И скромный Dance Open внезапно оказался главным балетным культуртрегером весеннего петербургского сезона. На сей раз публике будет представлены сокровища Вены, Перми, Марибора и Дрездена. Татьяна Кузнецова о спектаклях фестиваля.
Венский государственный балет
Программа одноактных балетов: «Тайна Синей Бороды», «Дыхание души» (“Le souffle del'esprit”), «Наперекосяк» (“Skew-Whiff”)
С одной из старейших трупп мира (Венскому балету скоро стукнет четыре столетия) Россия впервые познакомилась лишь в прошлом году, как раз на Dance Open. Знакомство своевременное: с тех пор как шесть лет назад Wiener Staatsballett возглавил Манюэль Легри (этуаль Парижской оперы, отправленный на пенсию и сосланный в Австрию), балетные венцы перестали считаться провинциалами — репертуар их сейчас богаче и интереснее, чем в том же Париже. В Петербург Манюэль Легри привозит неизвестные нам балеты и даже неизвестных авторов: "Тайну Синей Бороды" поставил некий Штефан Тосс на музыку Филипа Гласса — и это балет не про убийство жен, а про любовь Мужчины и Женщины с большой буквы. Питомец Джона Ноймайера Иржи Бубеничек сочинил "Дыхание души" — философическое эссе о жизни и смерти, вдохновленное гением Леонардо да Винчи. А комический и виртуозный балет "Наперекосяк" на музыку Россини, поставленный Полом Лайтфутом и Соль Леон, нынешними лидерами Нидерландского театра танца (NDT), покажет всем, как беззаботно умели резвиться эти маститые хореографы 20 лет назад.
Александринский театр, 16 апреля, 19.00
Пермский театр оперы и балета
«Ромео и Джульетта» в постановке Кеннета Макмиллана
Везти в Петербург знаменитый балет Сергея Прокофьева — все равно что ехать в Тулу со своим самоваром: ведь он был поставлен еще в 1940 году именно здесь, в Кировском (теперь Мариинском) театре и не сходит с его сцены по сию пору. Эта постановка балетмейстера Леонида Лавровского и режиссера Сергея Радлова стала эталоном: все хореографы мира, бравшиеся впоследствии за шекспировский сюжет, оказались под прессом ее величия. Однако по части любовно-танцевальной первоисточник частенько проигрывает позднейшим версиям. У того же Кеннета Макмиллана Ромео и Джульетта ведут себя куда непринужденнее и откровеннее советских: поставленные шотландцем дуэты юных любовников — высокий образец драмбалетной лирики. К тому же в роскошном пермском спектакле, по-средневековому лучезарном, как витражи Сен-Шапель или гобелены Клюни, веронских любовников будут танцевать "носители языка" — звезды лондонского Ковент-Гардена Сара Лэмб и Мэттью Голдинг, Гэри Эвис выступит в роли Тибальда.
Александринский театр, 18 и 19 апреля, 19.00
Балет дрезденской Оперы Земпера
Программа одноактных балетов: «Танцевальная сюита», «В другом пространстве», «Кактусы»
Semperoper Ballett Dresden — один из самых динамичных и креативных в Германии — привозит упоительную программу. Открывает ее "Танцевальная сюита" — неизвестный России балет Алексея Ратманского на музыку Рихарда Штрауса. Это стилизация в квадрате, сущая "игра в классики": композитор трансформировал темы Куперена в стиле ХХ века, хореограф перелицевал барочные сарабанды и куранты по классической моде ХХ столетия — легко, грациозно, шаловливо и музыкально, как умеет только он один. "В другом пространстве" — в плену рубаи и газелей древнего персидского поэта Джалаладдина Руми — зрители окажутся благодаря молодому шведскому хореографу Понтусу Лидбергу. Вместе с композитором Максом Рихтером он сочинил этот балет специально для дрезденцев, благо избранный им герой был фанатиком движения: философ-суфист Руми практиковал ритмическую медитацию и даже основал орден танцующих дервишей. Стремительный балет "Кактусы" на музыку Гайдна, Бетховена и Шуберта поставил Александр Экман — еще один молодой и не по годам знаменитый швед. Это преуморительная пародия на все сразу: на излишнюю радикальность современных хореографов, на ершистую консервативность публики, но, главное, на колючих критиков, которые своими некомпетентными и несправедливыми рецензиями язвят нежные души хореографов.
Александринский театр, 21 апреля, 19.00
Балет Словенского национального театра Марибора
«Пер Гюнт»
Балет Марибора и его худрук Эдвард Клюг — известные игроки на балетном поле России. Мариборскую "Весну священную" с тропическим ливнем на сцене показывали на Dance Open в 2013-м — в год столетия великого балета. А хореограф Клюг пять лет назад был номинирован на "Золотую маску" за балет "Quatro". Заказчик и один из исполнителей этого балета, премьер Мариинского театра и будущий худрук Новосибирского балета Денис Матвиенко — один из самых преданных поклонников словенского постановщика. Матвиенко и станцует заглавную роль в "Пер Гюнте" — двухактном спектакле, в котором одноименную сюиту Грига хореограф дополнил фрагментами из других его сочинений. Обращение к знаменитой пьесе Ибсена выглядит рискованным — казалось бы, после грандиозного спектакля Ноймайера "Пер Гюнт" вычерпан до дна. Однако неробкий Эдвард Клюг пошел своим путем — не только в подборе музыки, но и в выборе жанра, лексики, в трактовке и развитии сюжета. Хореограф написал собственное либретто, включив в него и Оленя, и сумасшедших, и дочь вождя бедуинов. Пьеса, где фантасмагория и реальность срослись, как сиамские близнецы, утолила пристрастие хореографа и к сценическим катастрофам, и к душевным катаклизмам. А его спектакль стал первым полнометражным сюжетным балетом Мариборского театра.
Александринский театр, 23 апреля, 19.00