Сброс экстренного вызова

Запуск «Системы-112» в Новосибирской области оказался под угрозой срыва

Пилотный проект по внедрению в Новосибирской области системы экстренного вызова «112» оказался под угрозой срыва. Региональный оператор «Системы-112» не может запустить ее в промышленную эксплуатацию до тех пор, пока «Ростелеком» не модернизирует 129 сельских АТС. Телекоммуникационная компания не планирует заниматься этим в 2016 году за свой счет. Эксперты говорят, что все технические моменты разрешимы, а торможение с введением системы может стоить человеческих жизней.

Развертывание системы для вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» было предусмотрено указом президента РФ от 2010 года и федеральной целевой программой по созданию системы в РФ на 2013–2017 годы. Новосибирская область входит в число 11 пилотных регионов, получивших федеральное софинансирование проекта внедрения «Системы-112». Средства федерального бюджета предоставлены на основании соглашений, заключенных между МЧС России и правительством Новосибирской области, в форме субсидии: в 2013 году — 138 млн руб., в 2014-м — 65,4 млн руб.

В регионе система была запущена в опытную эксплуатацию в 2015 году. Промышленную эксплуатацию региональное правительство планировало начать в первом квартале 2016 года. Однако приемная комиссия при испытании системы в конце прошлого года выявила ряд недостатков. В частности, комиссия потребовала модернизировать 129 сельских АТС, без чего система экстренного вызова трехзначного номера теряет всякий смысл. Сейчас на старых АТС необходимо набирать префикс «9», рассказал „Ъ“ руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов. Без выполнения требования комиссии запустить систему на постоянной основе невозможно — это обязательное условие, которое предусматривает Минкомсвязь РФ, подтвердил „Ъ“ заместитель директора ГКУ Новосибирской области «Служба -112» Владимир Никитин.

По словам господина Никитина, переоборудовать старые аналоговые АТС, исключив префиксный вариант набора, должен новосибирский филиал ПАО «Рос­телеком» как ключевой оператор связи в регионе. «Пока „Ростелеком“ отвечает, что в этом году сможет модернизировать только половину АТС, и это является проблемой»,— отметил Анатолий Дюбанов. Владимир Никитин указал, что соглашения между сторонами процесса не содержат конкретных сроков и, по сути, у правительства нет рычагов влияния на оператора.

В новосибирском филиале «Ростелекома» сообщили „Ъ“, что в инвестиционном бюджете компании на 2016 год не предусмотрены деньги на модернизацию сельских АТС и что «вести переоборудование АТС за свой счет в этом году компания не будет». Технический директор новосибирского филиала «Ростелеком» Константин Пирля оценивает инвестиции в модернизацию новосибирских сельских АТС в 168 млн руб.

В компании отметили, что на сегодняшний день в Новосибирской области лишь в 125 населенных пунктах действуют АТС устаревшего типа, что составляет всего 1,5% от общей задействованной емкости сети местной телефонной связи ПАО «Ростелеком». Это не ограничивает доступ абонентов к «Системе-112» и не мешает приему «Системы-112» в эксплуатацию, говорится в ответе пресс-службы компании на запрос „Ъ“. По ее данным, в регионе насчитывается более 564 тыс. абонентов телефонной связи (население и организации).

С просьбой помочь решить возникшую проблему областные власти обратились в генеральную дирекцию оператора в Москве и в Минкомсвязь РФ — обращения подготовлены от имени губернатора и законодательного собрания области, сообщил Анатолий Дюбанов. По его словам, аналогичные проблемы при проведении государственных приемочных испытаний «Системы-112» «возникли практически во всех субъектах Российской Федерации». «Только два субъекта в 2014 году приступили к промышленной эксплуатации „Системы-112“: Курская область (реализует проект с 2008 года) и Татарстан (реализует проект с 2009 года). Еще девять субъектов, включая Новосибирскую область, в конце 2015 года прошли испытания и добиваются поэтапного исполнения рекомендаций»,— рассказал он.

«Если Минсвязь рассмотрит это предложение положительно, то система будет запущена в регионе на постоянной основе поэтапно, если нет, будем ждать выполнения условий по модернизации АТС. Пока реакции, к сожалению, нет»,— говорит господин Никитин.

«„Система-112“ нужна для обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру „112“ на территории Российской Федерации. В случае экстренной ситуации счет идет на секунды и человеку некогда разбираться — набирать номер экстренного вызова через три цифры или через четыре, выяснять, какие правила набора номеров оперативных служб действуют на данной территории. Все-таки во главе угла — человеческая жизнь, а все технические моменты разрешимы»,— говорит генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.

Оксана Павлова, Новосибирск